Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

выбора

профессиональной карьеры и путей подготовки к ней, что, в свою очередь,

предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей студентов [там же].

Консультирование может касаться собственно проблем обучения (трудности с

усвоением материала, формированием учебных навыков, организацией учебной

деятельности и т.п.) и личностных проблем (эмоциональные перегрузки, конфликты с

преподавателями и сверстниками, повышенная тревожность, фобии, любовные неудачи

и т.п.). Консультанты обычно обращают внимание и на другие проблемы, могущие

повлиять на психологическое состояние студентов, - здоровье, финансы, жилье,

питание и т.п.

В зависимости от величины вуза, а также от характера вменяемых психологической

службе задач, ее штат может включать профессиональных консультантов, не ведущих

преподавательской работы, или совместителей, которые сочетают работу

консультанта с чтением курсов по психологии или педагогике. В некоторых вузах

оказывается достаточно много студентов с "пограничными состояниями", для которых

требуется уже психиатрическая помощь. Это делает особенно актуальной координацию

работы психологической службы с социальными и медицинскими службами. Чтобы

"проблемные студенты" (часто обращающиеся за психологической помощью) полностью

не оттеснили своих более благополучных, но тоже в некоторых случаях нуждающихся

в психологической помощи товарищей от консультантов, иногда вводятся ограничения

на число обращений в психологическую службу для одного студента.

Методы психологического консультирования в вузе включают в себя совет;

тренировку или специальное обучение; интерпретацию ситуации, проблемы;

разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание,

осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; интервью,

психологическое тестирование, групповые дискуссии и т.п. [Укке Ю. В. - 1993. -

С. - 205]. В значительной степени круг проблем, решаемых психологической службой

западных вузов, близок к тому, что в нашей традиции обозначается термином

"воспитание". Консультанты стремятся помочь студентам лучше понять себя, создать

благоприятные условия для принятия адекватных решений, развить ценностные

установки, содействовать выработке "Я-концепции" и готовности к коллективной

деятельности. При этом в качестве параметров развития студентов используют

оценки таких качеств, как компетентность, способность управлять своими эмоциями,

самостоятельность и др. [там же. - С. 210]. Для более детального знакомства и

использования опыта американских университетов в организации психологической

службы можно рекомендовать журналы - "Journal of Counseling Psychology",

"Personal and Guidance Journal", "Journal of Student". Психологическая помощь,

коррекция поведения и личностных черт необходимы при уже возникших

психологических проблемах. Но еще важнее предотвращать их появление, т.е.

превентивная работа психологической службы. Для этого желательно сплошное

психологическое обследование студентов первого курса с выявлением областей

потенциальных трудностей, которые могут возникнуть в силу особенностей личности,

познавательной сферы или уровня подготовки конкретного студента. При этом работа

должна вестись не только со студентами, но и с преподавателями, а также с

работниками деканатов с целью информирования последних о тех или иных

особенностях отдельных студентов, которые с большой вероятностью приведут к

серьезным проблемам в обучении и воспитании (группа риска). Особое внимание

должно быть уделено конфиденциальности передаваемой информации. Опыт такой

работы имеется в Московском институте стали и сплавов [Пиковский Ю.Б., Латинская

М. В. - 1993].

Контрольные вопросы

1. Пошли бы вы за консультацией в психологическую службу, если бы она была в

вашем вузе? 2. Нуждаются ли в услугах психологической службы некоторые ваши коллеги? 3. Почему, с вашей точки зрения, в США психологическая служба развита сильнее,

чем в нашей стране?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача пособия состоит в том, чтобы с разных сторон, на разном

материале показать наметившуюся тенденцию в системе высшего образования -

смещение центра тяжести с деятельностно-ориентированной педагогики на педагогику

личностно ориентированную. Речь идет не о вытеснении или замене одного подхода

другим, а об изменении удельного веса, соотношения двух взаимосвязанных аспектов

единой системы образования.

Если передать смысл этих наукообразных формулировок разговорным языком, то речь

идет о том, что высшая школа все дальше уходит по пути, начальную точку которого

можно обозначить как "вспрыскивание [знаний] посредством лозы по-староотечески"

(см. п. 1.1.2), а конечную - как место абсолютно равноправного сотрудничества и

глубоко личного общения людей, которых объединяет стремление к познанию истины.

При этом и само понимание истины претерпевает радикальные изменения.

Классическая наука полагала истину единственной и абсолютно не зависящей от

характера человеческой деятельности, но уже неклассическое естествознание

признало зависимость самого знания от характера и средств деятельности

познающего (субъекта познания). Оказалось, что истин много и их нельзя

"очистить" от следов человеческой деятельности. И это "нельзя" следует понимать

не как "пока нельзя, но со временем научимся", а как "в принципе нельзя", ибо

оно коренится в самой природе человеческого знания.

Еще труднее пробивает себе дорогу идея о том, что истина зависит не только от

характера и средств познавательной