Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

стали лучшими в группе.

Как свидетельствуют результаты экспериментов, представления преподавателей о

студентах формируются под влиянием субъективной установки и поэтому отнюдь не

всегда являются адекватными. Более того, преподаватель не только сам находится

под влиянием установок, но и активно "навязывает их действительности", т.е.

ведет себя так, чтобы они оправдывались.

Каждый человек осуществляет общение типичными для него средствами и способами.

Совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и

методов организации общения называется индивидуальным стилем общения, который, в

свою очередь, определяется чертами личности и характера. Традиционно выделяются

три основных стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и

демократический.

Для авторитарного стиля характерен функционально-деловой подход к студенту,

когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и

абстрактных требований к нему. В своих оценках он стереотипен и субъективен.

Часто недооценивает положительное значение таких качеств, как самостоятельность,

инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как

недисциплинированных, ленивых, безответственных. Хотя в целом такой стиль

педагогического общения заслуживает негативной оценки, некоторые задачи

(особенно на начальных этапах формирования студенческой группы) могут быть

решены с помощью авторитарного стиля.

Либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и

анархией. Специальные исследования и педагогическая практика убедительно

свидетельствуют, что это наиболее вредный для дела и разрушительный стиль. Он

порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и

тревогу.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический

стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов,

их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель,

владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет

негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в

контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный.

Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального

самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной

самооценке.

Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то

одному из перечисленных типов. Даже при наличии явного доминирования одного из

стилей один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях, по

отношению к разным студентам или при взаимодействии с другими преподавателями

может демонстрировать элементы разных стилей. И этот факт является залогом

больших возможностей для работы над своим стилем, особенно если речь идет о

молодом преподавателе.

Но даже если взять основную линию поведения преподавателя в общении со

студентами, т.е. его основной и устойчивый стиль, то и он обязательно имеет

выраженный индивидуальный характер, не совпадая полностью ни с одним из

описанных выше. Задача выработки своего собственного индивидуального стиля не

только в педагогическом общении, но и во всех других видах педагогической

деятельности является одной из важнейших для любого профессионального педагога.

Оптимальный индивидуальный стиль - это такой стиль, который позволяет

максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и, по возможности,

компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и

личности в целом.

Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет

успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность

трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите два основных типа установок преподавателей по отношению к студентам.

В чем они проявляются? 2. К какому стилю педагогического общения ближе всего ваш индивидуальный стиль? 3. Попытайтесь выделить те аспекты вашего индивидуального стиля педагогического

общения, которые нуждаются в улучшении.

7.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА

В России создание психологической службы в вузах находится в зачаточном

состоянии. Некоторые примеры организации такой службы или реализации отдельных

ее функций в российских вузах будут приведены ниже, но основной материал для

формулирования принципов построения психологической службы и требований, которым

она должна отвечать, заимствован из зарубежного опыта, прежде всего

американского. Именно в США психологическая служба в вузах получила наибольшее

распространение - в той или иной форме ею охвачены практически все вузы и

абсолютное большинство младших колледжей. Там же возник и первый самостоятельный

консультативный центр (в 1932 г. в университете штата Миннесота) [Укке Ю.В. -

1993].

В самом общем виде функцию психологической службы в вузе можно определить как

организацию психологической помощи студентам и преподавателям; анализ

психологического климата в коллективах и причин часто возникающих (типичных)

трудностей (особенно причин ухода студентов из вуза); проведения тестовых

обследований; выдача руководству вуза рекомендаций по преодолению выявленных

недостатков. Психологическая помощь осуществляется через консультирование

(студентов и преподавателей) и профессиональную ориентацию (в основном

студентов). Последняя включает в себя, прежде всего, проблемы