Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

стиль педагогического общения (см. п.

7.4) и стоит пройти специальный тренинг общения, если такая услуга предлагается

психологической службой данного вуза (см. п. 7.5).

Коммуникативные способности преподавателей и их компетентность в общении

особенно ценятся студентами младших курсов, которые в большей степени, чем

студенты 3-4-х курсов, выделяют в своих оценках преподавателей их личные

качества. В модели "хорошего" преподавателя на первое место они ставят понимание

студента преподавателем, сочувствие ему; тогда как, начиная с третьего курса,

пальму первенства отдают компетентности. К концу обучения снова возрастает

ценность личностных качеств (хотя и не достигает той величины, которая имела

место у первокурсников), что можно объяснить ростом потребности в личных

контактах с преподавателем.

Если дать общий перечень качеств, которые более всего ценят или отвергают

современные студенты в преподавателе, то к числу первых относятся широкий

кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности

студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость; а

к числу вторых - низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь,

унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность.

При этом доля преподавателей, у которых студенты находят черты из второго

перечня, не так уж мала. Есть о чем задуматься.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите три основных компонента в структуре педагогических способностей. 2. В чем различие проектировочных и конструктивных способностей педагога? 3. Перечислите основные функции педагогического общения. 4. Попробуйте привести пример "общения ради общения", т.е. когда общение не

выполняет какой-либо прагматической функции и не "обслуживает" какую-либо

деятельность. 5. Какие из приведенных рекомендаций по построению эффективного общения

показались вам значимыми или в чем-то новыми?

7.4. УСТАНОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является

тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать

определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю собственные

установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, и поэтому

они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние

воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом.

Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по

отношению к студентам: позитивная и негативная.

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно

определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" студенту меньше

времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки;

при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает

сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента

и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно, о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям:

дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет

улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается

подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т.п.

Специальные исследования показывают, что "плохие" студенты в четыре раза реже

обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность

педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, педагог

без специального намерения оказывает тем не менее сильное влияние на студентов,

как бы определяя программу их дальнейшего развития. Влияние установок педагогов

на оценку учащихся хорошо иллюстрируется экспериментами, результаты которых уже

стали хрестоматийными.

Эксперимент первый. Преподавателям предлагается описать незнакомого студента по

фотографии. Первой группе преподавателей экспериментаторы охарактеризовали юношу

как отличника, второй - как троечника. Соответственно, первая группа увидела у

юноши, изображенного на фотографии, широкий и ясный лоб, открытый, умный взгляд,

волевую складку губ, гладкую скромную прическу. По мнению второй группы

преподавателей, бессмысленный взгляд юноши свидетельствовал о бедном мышлении,

они отметили также слишком высокий лоб, капризно сложенные губы, современную, но

не украшающую его прическу.

Эксперимент второй. Преподавателям предлагали оценить студентов по их "личным

делам", к которым были приложены фотографии. Всем давалось одно и то же дело, но

разные фотографии - на одной был привлекательный юноша, а на другой -

малосимпатичный. Оказалось, что более привлекательному молодому человеку при

прочих равных условиях приписывался более высокий интеллект, лучший статус в

группе сверстников, более высокий уровень воспитанности, а также давался более

оптимистический прогноз дальнейшего развития.

Эксперимент третий. Его результаты наиболее впечатляющи. После измерения теста

умственного развития у группы учащихся экспериментатор объявляет имена тех, чей

коэффициент умственного развития оказался наиболее высоким. Но в число самых

умных умышленно были включены несколько человек, чьи результаты в

действительности были средними или даже низкими. Эти же результаты были сообщены

преподавателям. Спустя год выяснилось, что те, кто были названы способными,

действительно