Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

когда преподаватель моложе учащихся (например, слушателей ФПК);

4) индивидуально-психологические затруднения. Здесь непонимание возникает в силу

типовых несовпадений - личностных, характеров, темпераментов, познавательных

процессов у разных людей. Именно поэтому мы уделили так много внимания проблеме

индивидуальных различий в данной книге (см. гл. 3);

5) затруднения, связанные со спецификой самой педагогической деятельности. Эти

затруднения часто вызываются недостаточным уровнем профессионального мастерства

педагога или недостаточным владением им предметным материалом.

В. А. Кан-Калик [1979] приводит следующие причины барьеров педагогического

общения на примере школьного обучения:

несовпадение установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс

не настроен на серьезную работу; учитель, не владея техникой создания

необходимой установки у учеников, начинает нервничать, раздражаться и т.п.;

боязнь аудитории - предвосхищая негативную реакцию учеников, преподаватель ведет

себя скованно и неуверенно;

отсутствие контакта - преподаватель действует "автономно", без учета реакции

аудитории;

сужение функций общения - педагог нацелен на реализацию только информационных

задач общения, упуская из виду мотивацион-ные, социально-перцептивные и другие

функции общения;

негативная установка на класс (сформированная, например, на основе отзывов

других учителей или собственного негативного опыта взаимодействия с данным

классом);

боязнь педагогических ошибок;

подражание - молодой преподаватель пытается механически воспроизводить манеру

общения других педагогов, которая оказывается не соответствующей его

индивидуальным особенностям или уровню подготовки.

Для преодоления этих барьеров необходимо встать на путь выработки собственного

индивидуального стиля педагогической деятельности (см. п. 7.4), расширения

знаний об индивидуальных особенностях учеников и учета их в реальном процессе

обучения, а также овладения специальными приемами и техниками педагогического

общения. Многое приходит с опытом стихийно, но часто требуется специальная

рефлексия и последующая корректировка собственной педагогической деятельности.

Приведем некоторые рекомендации из книги А. А.Реана и Я.Л.Коломинского [1999],

касающиеся правил и техники конструктивного общения.

• Старайтесь говорить на языке партнера, вернее, на языке, понятном всем

партнерам по общению. Для этого следует избегать узкопрофессиональных терминов,

избытка иностранных слов и т.п. при общении не с коллегами, а со студентами

младших курсов, школьниками, при чтении популярных лекций.

• Постоянно проявляйте уважение к партнеру, подчеркивайте его значимость.

• Максимально демонстрируйте разнообразные формы общности с партнерами по

общению (общность интересов, целей, задач, точек зрения и даже индивидуальных

особенностей).

• Проявляйте искренний интерес к проблемам партнера по общению и, по крайней

мере, давайте ему возможность высказаться до конца, прежде чем сформулируете

свою точку зрения.

• Иногда полезно прибегать к вербализации своего эмоционального состояния или

состояния партнера. Например: "То, что вы сказали сейчас, меня очень расстроило,

и я даже не знаю, что делать дальше"; "Мне кажется, вы напряжены" и т.п.

• При возникновении конфликтной ситуации предлагайте конкретные меры по ее

урегулированию, не ограничиваясь формулированием абстрактных требований.

• По возможности избегайте "подчиняющих позиций", когда педагог подчеркивает

свое превосходство, право на навязывание решения и т.п.

• Чаще используйте приемы активного слушания. При этом выделяется три уровня

активного слушания: простое подтверждение факта восприятия информации ("ага",

"понятно", "согласен" и т.п.); переформулирование идеи, высказанной партнером по

общению (насколько я понял, вы утверждаете, что...); развитие идеи, высказанной

партнером.

• Негативный ответ лучше начинать не со слова -"нет" с последующим объяснением,

почему "нет", а со слов "да, но...". Обычно после слова "нет" партнер по общению

резко теряет интерес к тому, что вы скажете дальше.

• Во время дискуссии старайтесь сначала зафиксировать все пункты, по которым у

вас с партнером есть согласие (даже если это вполне тривиальные и общепринятые

позиции). После ряда ответов "да, согласен" партнер с большей вероятностью

ответит "да" и на вопрос, по которому у него нет полного согласия с вами.

• Даже в случае несогласия с тезисом партнера начните с положительной оценки

этого тезиса, а уже затем переходите к обоснованию невозможности принятия его в

данных (конкретных) условиях. Этим готовится почва для обоснования предлагаемого

вами решения.

• Давая негативную оценку идеи, поступка или действия партнера по общению,

никогда не переносите ее на личность человека.

• Предыдущая рекомендация является частным случаем более общего правила, которое

гласит, что расширение зоны конфликта затрудняет его конструктивное решение.

Если человек совершил логическую ошибку и мы хотим его в этом убедить, то

сделать это будет гораздо сложнее, если в ходе дискуссии мы позволим себе

замечание, что у человека плохо с логикой или что он вообще не очень умен.

Но все эти правила и рекомендации требуют "творческого" применения с учетом

конкретных условий, личностных особенностей партнеров по общению. Их

механическое применение может не дать никакого результата. И если педагог

постоянно сталкивается с трудностями в общении, значит, ему не удается

самостоятельно выработать свой оптимальный