Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

свободном

поведении преподавателя в аудитории и т.п.).

2. Индуцирование установки учащегося на восприятие и усвоение материала

(привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта,

оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).

3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики,

жестов).

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой

активности.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в

умственную работу по внешним признакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Мастерское чтение лекций.

12. Использование приема повторения [цит. по: Моделирование... - 1981. - С. 65].

Организаторские способности служат не только упорядочению собственно процесса

обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе.

Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки специалистов

в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности

студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам

и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от

гностических и конструктивных, снижаются с возрастом. В условиях глубокой

перестройки всей системы высшего образования от организаторских умений педагога

зависит очень многое, поэтому важно привлечь к этой работе молодые кадры

преподавателей.

На современном этапе возрастает роль и последнего компонента в структуре

педагогической деятельности - коммуникативного. От уровня развития

коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость

установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а

также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию

эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной

деятельности и т.п.

Особенно важно подчеркнуть, что общение служит не только прагматическим целям

повышения эффективности учебной деятельности, но и обладает ярко выраженной

самоценностью. Это связано с тем, что у человека существует особая потребность в

общении, и необходимость удовлетворения этой потребности может оказаться

достаточным стимулом к общению даже без расчета на какой-нибудь познавательный

или прагматический результат. Способность преподавателя удовлетворять не только

познавательную потребность студентов, но и потребность в личностном общении есть

важная составляющая профессиональных способностей преподавателя.

Как отмечалось выше, общение играет важнейшую роль на самых ранних этапах

зарождения личности и продолжает быть важнейшим условием ее развития на

протяжении всей жизни. Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной

деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании

студентов.

В последнее время все большее распространение получает термин педагогическое

общение, впервые появившийся (по свидетельству А. А. Леонтьева) в конце 70-х

годов [Леонтьев А. А. - 1996]. Под ним понимается профессиональное общение

преподавателя с учащимися (в процессе обучения и вне его), направленное на

создание наилучших условий для развития мотивации учащихся и творческого

характера учебной деятельности; на создание благоприятного эмоционального

климата в коллективе; на обеспечение эффективного управления социально- психологическими процессами и максимального использования личностных

особенностей в обучении [там же. - 1996. - С. 20]. Особенно важна роль педагога

на начальном этапе формирования межличностных отношений в учебной группе. В

структуре общения преподавателей высокого уровня на первом месте стоят

воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня -

дисциплинирующего [Бордовская Н. В., Реан А. А. - 2000].

Специальным предметом исследования в педагогической психологии стала проблема

трудностей, или барьеров, в общении. Они проявляются как субъективные

переживания человеком "сбоя", несовпадения реального результата с планируемым,

некоторой остановки нормального течения деятельности и общения [Маркова А. К. -

1993; Зимняя И. А. - 2000]. Такие затруднения нарушают общение, но могут

выполнять и позитивную функцию, ибо указывают на совершенную ошибку или

использование неадекватного средства для решения коммуникативной задачи.

В основе такого рода затруднений могут лежать совершенно различные причины. И.

А. Зимняя [2000] выделяет следующие комплексы трудностей общения:

1) этносоциокультурный. Затруднения, как правило, проявляются в непонимании

намерений партнера по общению, тональности и стиля самого общения. В основе

такого непонимания чаще всего лежат особенности этнического сознания, систем

ценностей, стереотипов и установок;

2) статусно-позиционно-ролевой. Затруднения в общении связаны с различиями

социального статуса, занимаемых позиций и ролей партнеров по общению

(преподавателя и ученика);

3) возрастной. Трудности в общении проистекают из неспособности представителей

разного возраста и опыта увидеть ситуацию глазами партнера по общению, особенно

в тех случаях,