Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

педагогической

деятельности. Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика

его деятельности, и, как всякое творчество, она тесно связана с его личностью.

Контрольные вопросы

1. Какие функции выполняет педагог, осуществляя свою деятельность в высшей

школе? 2. К какому типу педагогов (с преобладанием какого вида направленности) вы

можете отнести лично себя?

7.3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической

деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный,

организаторский и коммуникативный [Кузьмина Н. В. - 1970; Есарева 3. Ф. - 1976].

Гностический компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих

основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства

познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся

умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям,

критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает

мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

Мировоззренческие знания тесно связаны с общей направленностью личности

педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим

людям и к самому себе, а также в активности его жизненной позиции. Иногда для

студентов важнее отношение преподавателя к рассматриваемому вопросу, чем сама

его суть.

К общекулътурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы,

осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики,

экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных

увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и

ограничивает возможности воспитания студентов. Значение общекультурного

компонента в наибольшей степени недооценивается современными преподавателями,

что приводит к его существенному недоразвитию. Этот факт подтвержден во многих

исследованиях.

Специальные знания включают знания предмета, а также знания по педагогике,

психологии и методике преподавания. Предметные знания высоко ценятся самими

преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. Что

касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей

школе, то они представляют собой самое слабое звено в системе. И хотя

большинство преподавателей отмечают недостаток у себя этих знаний, тем не менее

только незначительное меньшинство занимается психолого-педагогическим

образованием. Глубоким знаниям о средствах и закономерностях педагогического

общения, психологических особенностях учащихся, слабых и сильных сторонах

собственной деятельности, профессионально важных чертах своей личности только

предстоит занять подобающее место в развитии профессионально важных качеств

преподавателя.

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей

являются знания и умения, представляющие собой основу собственно познавательной

деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний. Именно они

составляют ядро гностического компонента педагогических способностей в том

собственно психологическом смысле термина "способности", которое мы раскрыли в

п. 3.2.7. Исследователи констатируют в целом высокий уровень развития

познавательных способностей у всех категорий преподавателей российской высшей

школы независимо от возраста, стажа, должности. Факт этот внушает оптимизм, он

позволяет надеяться, что умение учиться поможет скорректировать в том числе и

недостаточный уровень психолого-педагогического и общекультурного образования

вузовских педагогов.

Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то

определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают

конструктивные и проектировочные способности. Именно от них зависит

эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться

мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической

работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное

моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность

педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную

цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при

планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать

необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п. Такие способности

развиваются лишь с возрастом и стажем, поэтому высокий уровень их

сформированности наблюдается обычно у профессоров и доцентов, а низкий, как

правило, - у начинающих преподавателей.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей:

структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов,

выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования

воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому

педагогу-практику, а исследовать их - каждому педагогу-ученому. Вот один из

результатов такого исследования, завершившегося построением микросхемы

компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Райн). Элементы этой

микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической

деятельности.

1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от

монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в