Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их

личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа. Однако

передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс

на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т.е. превращает

его во взаимодействие, диалог как источники личностного роста обоих участников

процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся

педагоги во все времена.

Если педагогический процесс - это прежде всего взаимодействие личностей, то и

основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не

только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие

качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его

деятельности и его профессиональных качествах.

Результаты специальных исследований фиксируют изменения, происходящие в

представлениях студентов об авторитетном преподавателе и об источниках этого

авторитета; возросла значимость личностных свойств и соответственно уменьшился

вклад других ("инструментальных") качеств, необходимых для деятельности

преподавателя. Аналогичная тенденция наблюдается и в изменении идеала

преподавателя. С точки зрения самих преподавателей, указанные тенденции имеют

как положительные, так и отрицательные стороны [Грановская Р. М. -1988. - С.

412].

Отвечая на вопрос об объективных трудностях укрепления своего авторитета и

решения других профессиональных задач, преподаватели часто отмечают недостаток

знаний по педагогике и психологии. Ниже мы приведем результаты некоторых

психолого-педагогических исследований специфики деятельности преподавателя и

требований к его личности, которые могут помочь в решении ряда профессиональных

проблем.

Контрольные вопрос и задание

1. Приведите свои собственные аргументы в пользу утверждения, что преподаватель

высшей школы в принципе не может быть вытеснен самыми совершенными техническими

средствами. 2. Какова тенденция изменения представлений студентов о "хорошем" преподавателе?

7.2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Цели педагогической деятельности полифункциональны, поэтому педагогические

задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть

решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики

преподавания конкретных наук, но предполагают своеобразный синтез знаний из

различных областей. Этот синтез и должен совершить педагог при выработке

конкретных программ подготовки специалистов высокого уровня и позже, когда он

анализирует степень их готовности к усвоению знаний, стимулирует и активизирует

их учебную деятельность, проводит диагностику того, что усвоено, и т.п.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение

нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и

исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих

преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для

преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская

работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий

потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели

часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более

тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих

вопросов и даже порождению новых гипотез. Классический пример из истории науки:

фундаментальное научное достижение Д. И. Менделеева - открытие принципа

построения периодической системы элементов - явилось результатом методических

разработок ученого-педагога.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить н а три группы: 1)

преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от

общего числа); 2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно

1/5) и 3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской

направленности (немного более трети) [Барабанщиков А. В. - 1981].

Большинство исследователей обсуждаемой проблемы считают педагогическую

деятельность ведущей в определении профессионального мастерства преподавателя,

хотя, не будучи подкрепленным научной работой, этот профессионализм быстро

угасает. Именно влиянием исследовательской составляющей объясняется, по- видимому, более ранний срок достижения высших уровней профессионального

мастерства преподавателями вузов (16 - 20 лет) по сравнению с учителями средних

школ (21 - 25 лет) [Есарева 3. Ф. - 1976].

Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в

умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа

педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее

описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом е ходе работы со

студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой

ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших

характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер (Ю. Н.

Кулюткин, Н.Д.Никандров, В.А.Кан-Калик).

Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно

сочетаются действия нормативные и эвристические, найденные в ходе собственного

поиска. Для этого необходимы особые способности (педагогические способности

считаются одним из видов специальных способностей - см.: п. 3.2.7) и

продолжительный период для их становления и развития в ходе