Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

стимулов,

дополнение ответа и т.д.) и способам формализации при соотнесении индивидуальных

показателей с нормативными.

Пользователями таких систем являются психологи, реализующие возможность

получения психологических показателей для разных целей в более стандартизованном

и оперативном режиме диагностики, чем при "ручном" предъявлении материала.

Понятно, что само по себе использование компьютера в этом случае не изменяет

направленность психологических методик. Другое дело, что при хорошем оснащении

вычислительной техникой вузов перед самими психологами и администрацией

раскрываются гораздо более широкие возможности реализации психологических

обследований (с исследовательскими целями, предполагающими обычно групповые

обследования, или с целями индивидуального обследования для реализации тех или

иных видов психологической помощи конкретному человеку - преподавателю или

студенту).

В обоих направлениях реализуется ряд преимуществ, связанных с собственно

процедурными особенностями компьютерного тестирования. Речь, в частности, идет о

формализации методов, оперативности их реализации в компьютерном варианте;

большей точности обработки данных, освобождении преподавателя или психолога от

рутинных операций предъявления заданий и оценки качества или правильности их

выполнения, возможности параллельного тестирования многих испытуемых;

статистическом анализе данных в сжатые сроки. Другие преимущества связаны уже со

спецификой изменения методик за счет возможностей компьютерного предъявления

материала. На экране современного дисплея можно предъявлять не только вербальные

тексты (что характерно для нормативных опросников) или реализовывать

полимодальную стимуляцию (сопровождение зрительной стимуляции звуком), но и

изображать средствами компьютерной графики динамические изменения стимуляции.

Темп предъявления заданий может регулироваться автоматически, а время их

выполнения - фиксироваться более точно. При так называемом "адаптивном"

тестировании сама программа предъявления пунктов теста регулируется успешностью

выполнения испытуемым других пунктов, что означает "переупорядочивание" задач,

изменение зоны их трудности, предъявление пунктов-ловушек (например, с целью

перепроверки полученного ранее ответа) и т.д. В меньшей степени обсуждаются те

ограничения, которые связаны с качеством постановки психологического диагноза

при использовании компьютеризованных психодиагностических методик. Снижение

этого качества возможно, например, по следующим основаниям. Создание банков

данных и опознание в них схожих профилей "признаков" рассматривается сейчас как

одно из направлений автоматизации процедуры вынесения диагностического суждения.

При этом забывается, что выявленный диагностический "признак" должен быть

"причинно" осмыслен психологом (почему он оказался у данного испытуемого именно

таким; о чем он может свидетельствовать и т.д.,). Скажем, выбор утверждения "Я

считаю себя самой красивой" не может оцениваться, если психолог не имеет других

данных, т.е. попросту никогда не видел человека. На одной из практических

конференций на примере этого "пункта" методики обсуждался вопрос: а нельзя ли

хотя бы прикладывать фотографию к результатам опросника? Дело не только в том,

что такой ответ может свидетельствовать о личностной некритичности (допустим,

все дело в принятых внутренних стандартах). Он может быть компонентом

специальной игры с психологом или с самим собой (игра в некоего лирического

героя), в контексте которой только и можно понять смысл ответа на этот пункт.

Без оценки личностной включенности человека в ситуацию обследования нельзя

сделать заключения о возможном доверии результатам. Но есть и другой аспект

проблемы. Допустим, идентифицирован действительно тот профиль показателей,

который был бы получен при максимальной заинтересованности и открытости

испытуемого психологу. Но интерпретация его как целостного симптомоком-плекса

психических свойств строится не на основе соотнесения признаков только между

собой, а на основе отнесения их к анализу индивидуального случая, когда психолог

знает что-то предварительно о человеке, о чем-то может его дополнительно

спросить, как внешний наблюдатель-эксперт может увидеть причинное обоснование

именно такой конфигурации признаков, которая получена, и т.д. Поэтому

"психодиагност" в качестве эксперта, владеющего психологическими знаниями, не

может быть заменен процедурой формальной идентификации схожих

"психологическихпортретов". Эту формальную идентификацию может осуществить

компьютер. Но компьютерную программу можно рассматривать при этом только в

качестве средства, или "поставщика" эмпирических данных, диагностический анализ

которых полностью не формализуем, потому что эти данные должны быть отнесены

психологом к конкретному человеку, говорить что-то об этом человеке, а не о

самих диагностических показателях.

Контрольные вопросы

1. Перечислите некоторые преимущества и недостатки компьютеризованных

психодиагностических методик. 2. Возможно ли автоматизировать психодиагностические процедуры и полностью

заменить психолога компьютером?

Глава 7. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПРОБЛЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА [1]

1 Глава 7 написана совместно с В. М. Ковалевой.

7.1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему

принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе

профессиональной подготовки.

Огромный