Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

как эффект мотивации экспертизы (в частности, предположений

испытуемого о том, что любые результаты психологических методик свидетельствуют

о его умственных возможностях). В случае, если акцент делается на механизме

предвосхищения испытуемым целей или результатов, говорят об эффекте ожиданий

испытуемого.

Специально выделяются такие составляющие, как воздействие со стороны личностных

свойств психолога и взаимодействие с личностными свойствами испытуемого.

Например, группы "истеричных" женщин, в отличие от "нормальных", т.е. не имеющих

акцентуаций по этой шкале, более подвержены влиянию "эффекта экспериментатора".

Имеются данные о влиянии пола и возраста психологов на тестовые показатели

испытуемых. Так, женщины получают более высокие значения тестовых показателей

при работе с детьми. На результаты тестирования при определенных условиях влияет

фактор расовой принадлежности: так, афроамериканцы демонстрируют более высокие

показатели в интеллектуальных тестах, если испытания проводит также темнокожий.

Для студентов колледжей была выявлена обратная связь между показателями

тревожности и достижениями в интеллектуальных тестах [Анастази А. - Т. 1. - С.

44]. Позже другими исследователями было подтверждено наличие нелинейных

отношений между такими индивидуальными характеристиками, как личностная

тревожность и мотивация достижения, с одной стороны, и выполнением тестов

достижений и интеллектуальных тестов - с другой. Если людям с низкой

тревожностью высокие результаты помогает демонстрировать ситуация тестирования,

вызывающая у них незначительное состояние тревоги, то людям с высокой

тревожностью, напротив, любое увеличение ситуационной тревожности только мешает,

негативно сказываясь на их тестовых показателях.

Автор одного из наиболее известных тестов, включающих шкалы ситуационной и

личностной тревожности, Спилбергер [Spielberger C.D. et al. - 1972], подтвердил

наличие этих зависимостей для ситуаций компьютерного обучения. Были сделаны

также два существенных практических вывода: 1) студент, выполняющий тесты

достижения, должен иметь возможность самостоятельного выбора между процедурами

компьютеризованного тестирования или обычного взаимодействия с преподавателем,

поскольку неблагоприятное увеличение тревожности может быть следствием как

одной, так и другой ситуации тестирования; 2) обратная связь в условиях

компьютерного обучения должна предполагать учет индивидуальных особенностей:

одна и та же реплика в ответ на неверное действие учащегося приведет к

совершенно разным эмоциональным сдвигам, в частности, выполняя функцию

активизации для низкотревожного студента, она может дезорганизовать действия

высокотревожного.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы сильно влияют на результаты выполнения психологических тестов? 2. Что такое "эффект экспериментатора" и каков механизм его влияния на

психологические состояния испытуемых?

6.10. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Использование персональных компьютеров существенно изменило общую ситуацию

отношения к психодиагностическим средствам в высшей школе. Новые возможности

предопределили сдвиг установок в пользу широкого применения психологических

тестов, • но одновременно привели к возникновению иллюзий, что психолог уже не

нужен, а преподаватель или студент сам может быть себе и психодиагностом.

Следует выделить два направления в соотнесении целей компьютеризации и выбора

методических средств, отличающихся разной степенью близости к решению задач в

высшей школе.

Первое направление - это организация средств контроля, касающаяся в основном

тестов достижений. При проведении массового предварительного тестирования,

сопутствующего вступительным экзаменам во многие вузы, в основном решается

задача выявления наличного уровня знаний и умений в той или иной предметной

области, реже она специфицируется как характеристика общего уровня умственного

развития абитуриента. В этом случае трудно говорить о собственной

психодиагностической цели, поскольку не предполагается ни выделения показателей,

свидетельствующих о тех или иных компонентах психической регуляции или

психических свойств человека, ни анализа диагностируемых знаний "испытуемого" в

контексте тех или иных психологических моделей. Преимущество, достигаемое при

таком тестировании, - получение более дифференцированного представления о

структуре знаний и умений человека, возможность межиндивидуальных сравнений по

более чем одному показателю (как это имеет место в случае выставления

экзаменационной оценки), а также более объективированная оценка разных аспектов

использования усвоенного материала. Пользователями таких систем являются

преподаватели.

Второе направление - применение компьютеров для решения собственно

психодиагностических задач. Здесь имеется в виду компьютеризация процедур

реализации отдельных психодиагностических методик и создание

психодиагностических систем, включающих целые наборы методик, причем обычно с

возможностью их выбора в зависимости от направленности задач. Одна и та же

система может быть "наполнена", к примеру, как интеллектуальными, так и

личностными тестами. И возможность включения разных диагностических средств в

одну и ту же компьютеризованную систему определяется обычно не классификацией

методик по выделяемым психологическим показателям, а их классификацией по

процедурным особенностям предъявления стимулов (вербальные и невербальные),

фиксации ответов испытуемого (выбор из меню, переструктурирование