Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

профессионального

отбора для преподавателей высшей школы (если только эти психологические свойства

не связываются с грубыми формами отклонения от профессиональной этики или с

очевидными негативными последствиями в организации учебного процесса). Однако

групповые сравнения выборок преподавателей с другими выборками испытуемых и

срезовые сравнения (по разным возрастам или профессиональному опыту) внутри

групп позволяют дать описательные характеристики, существенно проясняющие

"усредненный" психологический портрет преподавателя высшей школы. В

исследовании, выполненном на основе использования представленного выше теста

Эдвардса, были получены следующие характеристики мотивационных тенденций

преподавателей высшей школы [Корнилова Т. В. - 1997].

Сравнивались мотивационные индексы в группах студентов-мужчин и преподавателей- мужчин, а также соответствующие этим "срезам" показатели групп женщин. Группы

мужчин на фоне таких сопоставлений оказались более сходными между собой, чем

группы женщин, а в целом выборка мужчин выглядела менее изменчивой. Следует

отметить такое частное отличие, как снижение с возрастом индекса "склонности к

доминированию", величина которого в группе мужчин-преподавателей оказывается

почти самой низкой. Более низким в этой группе является только индекс мотивации

"агрессии"; однако эта мотивационная тенденция является самой низкой по величине

частотных предпочтений во всех четырех выборках. То есть все испытуемые этих

групп менее всего соглашались с тем, что высказывания, включенные в шкалу

"агрессии", характеризуют их. Вместе с тем группы мужчин отличались более

высокими индексами "агрессии", чем группы женщин.

Мотивация "достижения" - как стремление к успешности на уровне выше среднего -

оказалась более высокой в обеих мужских группах. Мотивация "самопознания" также

имела высокий индекс, но он был высоким и в группе женщин-преподавательниц. При

переходе к срезу "преподаватели" у мужчин снижается и индекс мотивации

"самопознания" и индекс "агрессии". У женщин-преподавателей индекс мотивации

"достижения" существенно снижен по сравнению с изначально более высоким индексом

в группе студенток. Более высокими у женщин оказались такие показатели, как

стремление опекать других и готовность принимать опеку. Можно сказать, что

возраст и опыт преподавания в условиях высшей школы не ведет в мужской выборке к

тем изменениям индексов мотивации, которые изменяются у женщин.

Учитывая эти данные, можно предполагать неидентичность путей развития

мотивационных тенденций у женщин и мужчин в ходе развития взрослой личности и по

мере приобретения опыта преподавательской деятельности. Хотя проверка

соответствующих гипотез потребовала бы другой организации исследования -

лонгитюда, эти гипотезы об изменении соотношения показателей разных

мотивационных тенденций в единых мотивационных структурах вполне можно обсуждать

и на основе наших данных. Существенной здесь выглядит ошибка отождествления

путей личностного развития и профессионального становления мужчин и женщин, к

личностным качествам которых общество выдвигает разные требования.

Контрольные вопросы

1, Какие мотивационные тенденции сильнее выражены у преподавателей-мужчин по

сравнению с преподавателями-женщинами и наоборот? 2. Как вы могли бы объяснить снижение с возрастом индекса "склонности к

доминированию" у преподавателей мужчин?

6.9. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ТЕСТОВ

В 1953 г. Дж.Аткинсон, проводя тестирование студентов колледжа, устроил

своеобразный психологический театр, разыгрывая три образа экспериментатора в

трех эквивалентных студенческих группах: 1) строгого и делового, 2) дружелюбного

и демократичного, 3) либерального и одновременно безразличного к происходящему

человека. Если в первом случае экспериментатор был строго одет, вел себя

чопорно, следил за тем, чтобы студенты не переговаривались, то в третьем случае

экспериментатор был "вольно" одет, сидел на столе, болтая ногами, не

устанавливал какой-либо дистанции в реализуемых правилах поведения, делал при

этом вид, что вообще-то ему безразлично, что здесь происходит и т.д. То есть

условия тестирования в группах отличались не спецификой информирования студентов

о целях и форме тестирования, а стилем общения (автором использовалось введенное

К. Левиным представление об авторитарном, демократическом и попустительском

стилях руководства группой). Показатели выполнения разных заданий - на

творческое мышление и заполнение вербальных личностных тестов - оказались

зависимыми от обстановки, в которой находились испытуемые, т.е. было показано,

что результаты применения диагностических методик испытывают искажения со

стороны ситуационных факторов тестирования. В данном случае свой вклад в это

искажение был внесен "эффектом экспериментатора".

Под "эффектом экспериментатора" в самом широком смысле понимают искажение

результатов применения психологических методик в результате невольных

воздействий лица, проводящего исследования, на фиксируемые данные. Этот эффект

может быть связан с различными механизмами и в зависимости от этого называться

по-разному. Например, эффект воздействия наблюдателя на наблюдаемые им процессы

называется эффектом наблюдателя, эффект воздействия ожиданий психолога,

предполагающего получить определенные результаты обследования, называется

эффектом ожиданий. В плане отношения испытуемого к ситуации обследования он

может выступать