Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

их помощью изучение широкого

спектра социально-психологических условий жизни и особенностей личности

испытуемого. Вместе с тем, учитывая достаточно большой набор имеющихся в

настоящее время опросных методов, следует очень осторожно относиться к их

подбору для проведения обследования. Требуется четкое формулирование целей и

задач исследования для нахождения наиболее адекватных диагностических приемов.

Контрольные вопросы

1. Какие особенности личности можно изучать с помощью опросников и анкет? 2. В чем отличие опросных методов от всех других диагностических приемов?

6.7.10. Психофизиологические методы

Психофизиологические методы психодиагностики были разработаны в ходе

теоретических исследований типологических особенностей нервной системы,

проводящихся в русле научной школы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Это

направление диагностики возникло в нашей стране и не вошло еще в полной мере в

мировую практику психодиагностики. Теоретической основой разработанных методов

является дифференциальная психофизиология, изучающая индивидуально- типологические особенности человека, динамику протекания его психических

процессов. Формально-динамические особенности психики могут выражаться в

показателях работоспособности, помехоустойчивости, концентрированности,

быстроте, темпе, переключаемости и других психических процессов и особенностях

поведения.

В дифференциальной психофизиологии изучаются особенности основных свойств

нервной системы и их проявлений. Психофизиологические методики отличаются от

других тем, что они лишены оценочного подхода к человеку, поскольку, как

неоднократно подчеркивал Б. М. Теплов, нельзя говорить о том, что одни свойства

нервной системы лучше, а другие хуже. Люди с разной индивидуальностью могут

хорошо адаптироваться к разнообразным условиям жизни, достичь высоких

результатов в разных видах деятельности, но будут делать это неодинаковыми

путями, вырабатывая свой индивидуальный стиль, находя оптимальные для себя виды

деятельности и т.д.

Наиболее надежными и валидными признаются аппаратурные методы диагностики

индивидуально-психофизиологических особенностей, например

электроэнцефалографические. Из-за сложности и громоздкости эти методы, как

правило, используются для проведения научно-исследовательской работы и для

доказательства валидности бланковых методик.

Имеющиеся в настоящее время бланковые методики диагностики психофизиологических

особенностей направлены на измерение наиболее изученных на данный момент таких

свойств нервной системы, как сила-слабость, лабильность-инертность. В. Т.

Козловой были разработаны бланковые методы изучения проявления лабильности

нервных процессов в мыслительно-речевой деятельности [Психологическая

диагностика. - 1993]. Методики направлены на изучение скоростных, темповых

характеристик выполнения разнообразных видов деятельности, скорости реагирования

на внешние раздражители, скорости актуализации знаний и т.д. Для этого

предназначены методики "исполнение инструкций" и "код". В первой испытуемый

должен выполнять простые действия (зачеркнуть буквы, подчеркнуть определенные

числа, написать слова в геометрических фигурах и пр.) согласно произносимым

экспериментатором инструкциям. Время на выполнение каждого из 41 задания жестко

лимитировано. В таких условиях лабильные испытуемые практически не допускают

ошибок (0 - 7), а инертные выполняют неверно от 13 и более заданий. Тест

стандартизован на большой выборке, надежен и валиден.

Для диагностики другого свойства нервной системы - силы-слабости были

разработаны соответствующие методики В. А. Даниловым, которые также показали

высокую надежность, валидность и пригодность для изучения таких особенностей,

как работоспособность, утомляемость, помехоустойчивость, проявляемые испытуемыми

в мыслительно-речевой деятельности [Психологическая диагностика. - 1993].

Контрольные вопросы

1. Почему исследователи обратились к разработке бланковых методов диагностики

психофизиологических особенностей? 2. Для каких целей могут использоваться подобные методы в высшей школе?

6.8. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей

высшей школы

Наряду с объективными составляющими учебной ситуации и внешне заданными

критериями успешности учебной и преподавательской работы можно выделять такие

субъективные составляющие, как удовлетворенность процессом и результатами своей

деятельности, межличностное взаимопонимание, умение контролировать свое общение

с другими людьми, сложившиеся мотивационные структуры, готовность к личностному

росту.

Деятельность преподавателя в высшей школе не является специфичной с точки зрения

требований к мотивационным структурам, определяющим компоненты ее смысловых и

эмоционально-ценностных регуляторов. В то же время особенности мотивации

преподавателей или уровень их коммуникативной компетентности могут быть

предметом диагностического обследования. Для преподавателя они могут быть

средством повышения собственной психологической компетентности. Самопознание,

стремление к личностному росту, связывание своих психологических особенностей с

имеющимися преимуществами или недостатками в работе - эти цели в определенной

степени достижимы на пути знакомства с данными психологического тестирования.

Хотя отбор в педагогические вузы осуществляется на основании выявления

мотивационных предпосылок склонности к преподавательской деятельности, сами по

себе мотивационные показатели отнюдь не являются критериями