Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

интерпретации, например тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест

фрустрации Розенцвейга. 4. Методики дополнения, например неоконченные предложения, неоконченные

рассказы. 5. Методики катарсиса, например проективная игра, психодрама. 6. Методики изучения экспрессии, например анализ почерка, особенностей речевого

общения. 7. Методики изучения продуктов творчества, например тест рисования фигуры

человека, тест рисования дома, рисунок семьи и пр.

Тест Розенцвейга направлен на диагностику особенностей реагирования испытуемых

на фрустрацию (расстройство, тщетное ожидание, состояние, возникающее при

столкновении с непреодолимым препятствием). Тест состоит из 24 рисунков с

изображением людей, находящихся в состоянии фрустрации переходного типа. Один из

персонажей произносит слова, описывающие собственную фрустрацию или фрустрацию

другого персонажа (слова помещены в прямоугольнике над персонажем). От

испытуемого требуется вписать в пустой прямоугольник ответ другого человека.

Изображаемые ситуации могут быть разделены на две группы: ситуации-препятствия

(на пути достижения какой-либо цели) и ситуации-обвинения, предъявляемого одному

из персонажей рисунка. Оценки полученных ответов осуществляются по направлению

реакции (агрессии) и ее типу, например реакции, направленные на самого себя с

принятием вины или ответственности (интропунитивные), направленные на окружение

(экстрапунитивные), сводящие ситуацию к незначительному или неизбежному событию

(импунитивные). По типу реакций они делятся на препятственно-доминантные

(акцентирующие препятствия, вызывающие фрустрацию), самозащитные (отрицание

собственной вины), направленные на разрешение сложной ситуации.

В целом методики данного класса успешно используются в кли-нико-консультационной

работе, являются основой для проведения психотерапевтических воздействий и как

инструмент личностной диагностики в высшей школе используются редко и только

очень опытными специалистами для изучения интересов, личностных ориентации,

структуры ценностей студентов.

Контрольные вопросы

1. В чем главное отличие проективных техник от тестов? 2. Каковы области практического применения проективных методов в психологии? 3. Для каких целей могут быть использованы эти методы в высшей школе?

6.7.9. Анкеты и опросники

В этой группе психодиагностических методик задания представлены в виде вопросов

или утверждений. Испытуемого просят либо дать конкретный ответ на поставленный

вопрос, либо определенным образом отнестись к сформулированным утверждениям на

разные темы. Опросники могут быть устными, письменными либо компьютерными.

Ответы в них могут быть представлены в открытой или закрытой форме. Открытая

форма предусматривает свободный ответ, закрытая - подразумевает выбор готовых

("да", "нет", "не знаю" и др.).

Опросники могут применяться для исследования черт личности, ее интересов,

предпочтений, отношений к окружающим и самоотношения, самооценки, мотивации и

т.д. По сравнению с проективными техниками, сложными в проведении и

интерпретации, опросники просты и не требуют длительного обучения

экспериментатора. Опросники и анкеты могут использоваться также для получения

данных о биографии, жизненном и профессиональном пути личности, для выявления

мнений респондента по актуальным жизненным вопросам, для оценки качества

процесса обучения и отношения к изучаемым дисциплинам и т.д.

Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются

многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник

Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на

выявление личностной и ситуативной тревожности, опросник интересов Е. Стронга и

др. Последний опросник представляет собой бланк призвания и интересов,

включающий серии вопросов о предпочтениях разных видов деятельности, предметов,

типов людей, с которыми испытуемый сталкивается в жизни. Полученные ответы

классифицируются, анализируются и используются как критерий для выбора той или

иной профессии. При разработке своей методики Е. Стронг исходил из предположения

о том, что люди, относящиеся к одной профессиональной группе, обладают сходными

интересами.

Выявляя интересы респондента до выбора профессии, можно предположить, какой

деятельностью он хотел бы заниматься в жизни. Вопросы касались не только

профессиональных областей, но и предпочтений в спорте, чтении и т.д. Форма

бланка, опубликованного в 1966 г., включает 399 вопросов. Испытуемому

предлагается отметить свое отношение (нравится, безразлично, не нравится) по

следующим категориям: школьные предметы, род занятий, развлечения, хобби, типы

людей. Кроме того, требуется расположить эти данные в порядке предпочтений,

оценить свои способности, сравнить свои интересы в альтернативных формах

вопросов и т.д.

Надежность и валидность опросника удовлетворительны. Несмотря на то что

опросники не являются тестами в собственном смысле слова, требования к их

надежности и валидности высоки, и разработчики психодиагностических методик

этого класса стараются добиваться высоких показателей по названным параметрам.

В целом следует отметить, что любые опросники, диагностирующие личностные

особенности, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в

другие культуры требует особо тонкого перевода, адаптации и апробации каждого

вопроса.

Таким образом, достоинством опросников является простота процедуры проведения и

интерпретации данных, возможность охватить с