Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

источников побудительности и регуляции направленности

действий личности. В процедурах диагностики мотивов психолог начинает переходить

к решению проблем качественной их идентификации и измерения количественных

индексов мотивации. Тем самым ставится проблема диагностики как реконструкции

исследуемой психической реальности на основании выделения тех или иных

эмпирически данных индикаторов функционирования мотивационных образований.

Включение мотивации в анализ многоуровневой регуляции деятельности личности

предполагается в разных теоретических схемах, конкретизирующих место и роль тех

или иных видов мотивов в общей системе психической регуляции активности

субъекта. При разнице целей и способов их достижения определенным видам

деятельности (или "темам" субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий)

может быть приписан определенный мотив (или структура мотивов). На подобный

способ идентификации мотивов личности и интерпретацию их видов в концепции Г.

Мюррея опирался при построении "списка личностных предпочтений" А. Эдварде.

Обычно в литературе отмечается, что классификация мотивов по Мюррею - это

классификация потребностей (needs) и акцентируется задача диагностики их в

качестве латентных диспозиций, присущих человеку. Но слова Мюррея о том, что

"многое из того, что находится внутри организма, раньше было вне его" [Хекхаузен

X. - 1983. - Т. 1. - С. 109], свидетельствуют как о многообразии возможных форм

мотивации, так и о невыводимости представлений о мотивации только из анализа

внутренних побуждающих структур. Поскольку в использованной процедуре

вынужденного выбора (сознательного выбора одного из двух заданных высказываний)

испытуемый принимает решения о более присущих ему свойствах, то система

реализованных им выборов рассматривается как косвенная репрезентация

предпочитаемых им способов взаимодействий с окружением или направленности его

активности. При таком принятии решения о выборе предпочтительного высказывания

задача является смешанной (включает и аспекты осознания совершаемых действий, и

оценки их значимости для себя) и термин "мотивационная тенденция" выглядит, на

наш взгляд, более адекватным для интерпретации личностных шкал в методике

Эдвардса, чем исходная маркировка получаемых количественных индексов в терминах

"потребности".

Итак, данные, получаемые с помощью "списка личностных предпочтений" А. Эдвардса,

дают возможность сравнивать мнения испытуемых по поводу присущих им

мотивационных характеристик косвенным способом и оценивать мотивационную сферу

по соотношению взаимосвязанных индивидуальных индексов. В список из 15

мотивационных тенденций входят мотивация "достижения", "самопознания",

"доминирования", "оказания опеки" и "принятия опеки", "агрессии" и т.д. Оценка

интраиндивидуального мотивационного профиля осуществляется на основе сравнений

удельных весов выраженности мотивационных тенденций.

Контрольные вопрос и задания

1. Что изучают тесты личности, в чем их отличие от тестов интеллекта? 2. Назовите некоторые наиболее известные личностные тесты и опросники.

6.7.8. Проективные техники

Под проективными методиками (к которым относятся не только тесты, но и

опросники) понимаются специальные техники "клинико-эксперименталъного

исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны

непосредственному наблюдению или опросу" [Соколова Е.Т. - 1980]. Среди

диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности,

мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и

побуждения и пр.

Характерная черта всех методик этого типа - неопределенность, неоднозначность

стимулъного материала (например, рисунков), который испытуемый должен

интерпретировать, завершать, дополнять и т.д. Создатели проективных методов

полагают, что личность оказывает влияние на все психические процессы:

восприятие, память, эмоции, чувства и т.д., т.е. личностные особенности

проецируются и выявляются в ситуациях активности, направленной на

неопределенные, слабоструктурированные стимулы разного рода. Проективные методы

характеризуются малой стандартизованностъю проведения всей процедуры

обследования и толкования данных, что, по мнению специалистов, вполне

оправданно, поскольку изучаются глубинные индивидуальные особенности личности,

исследование которых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу

получаемых результатов. Для овладения техникой работы с проективными методами

необходимо много времени, поскольку в некотором смысле эта процедура требует

наряду с высокой профессиональной квалификацией творческого, эвристического

подхода к каждому случаю, что, как правило, приходит с опытом работы,

накоплением большого массива эмпирических данных.

По мнению специалистов, общепринятые понятия о надежности и валидности

неприменимы к проективным методам. Однако исследователи склонны считать, что эти

показатели находятся на среднем уровне [Соколова Е. Т. - 1980]. Работа над

повышением уровня стан-дартизованности методик ведется постоянно, поскольку

выполнение формальных требований позволит повысить надежность и валидность

методик и, следовательно, увеличит их практическую значимость.

Введение термина "проективные" ("прожективные") методы принадлежит Л. Франку,

который предложил и свою классификацию [цит. по: Соколова Е.Т. - 1980].

1. Методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха. 2. Методики конструирования, например тест мира и его модификации. 3. Методики