Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

[Cattell R.B. -

1957], позволяет выделить те черты, которые представлены в способах поведения

личности и могут рассматриваться в качестве достаточно генерализованных

личностных факторов. Эти черты в принципе наблюдаемы (при достаточно больших

временных промежутках внешнего наблюдения), но использование опросника позволяет

психологу быстрее получить данные о предпочитаемых способах поведения при

обращении к самоотчетам испытуемых. То, что поставщиком этих сведений является

сам "внутренний наблюдатель", позволяет рассматривать его уже не столько в

качестве испытуемого, сколько в качестве "клиента", сотрудничающего с

психологом. В случае непринятия такой позиции личностью получить

репрезентативные данные становится проблематичным.

Шкалы в 16-PF отражают такие свойства первого уровня, т. е. лежащие в основе

первичной факторной структуры корреляций ответов, как открытость в общении,

уровень интеллекта, доминирование, проницательность и т.д., а также шкалы более

высокого уровня, включая интроверсию-экстраверсию, тревожность, зависимость- независимость и т.д.

Номотетический подход представлен и в ряде опросников Г. Ай-зенка [1993],

включающих такие шкалы, которые могут быть интерпретированы как свойства,

обусловленные темпераментом. Поведенческие проявления экстраверсии и интроверсии

(термин, использованный первоначально К. Юнгом) и эмоционально-волевой

нестабильности (названной им шкалой "нейротизма") выступили первыми и главными,

на взгляд Айзенка, факторами межиндивидуальных различий. Позже в тройку основных

шкал им был добавлен - и эмпирически выделен - фактор "психотизма",

ортогональный первым двум шкалам. В результате получена трехфакторная модель,

определяющая критерии измерения межиндивидуальной вариабельности. Это шкалы Р, Е

и N, по первым буквам английских названий терминов "психотизм", "экстраверсия- интроверсия"и "ней-ротизм".

Называя теорию Кеттелла и теорию "большой пятерки" (соответственно выделению

другими авторами пяти, а не трех или шестнадцати основных личностных факторов)

наиболее разработанными из конкурирующих теорий личностных черт, сам Айзенк

находит возможным свести результаты любых многопрофильных оценок личности к

выделенным им трем шкалам [Айзенк Г. Ю. - 1993].

Однако использование процедур факторного анализа и представление о личности как

системе черт нехарактерны для других подходов, предполагающих построение

психодиагностических процедур, исходя из иных теорий личности. Иногда одна и та

же теория лежит в основе разных диагностических подходов. Например, теория

социогенных потребностей, разработанная Г. Мюрреем на основе психоаналитических

трактовок потребностной сферы человека и систем взаимодействий "индивид -

среда", восходящих к динамическому пониманию личностной регуляции поведения в

школе К. Левина, направляла создание двух разных психодиагностических методик:

ТАТ как проективного личностного теста с предъявлением невербального стимульного

материала и вербального теста - опросника А. Эдвардса.

На последнем остановимся ниже более подробно, поскольку он является примером

построения индивидуального мотивационного профиля не на факторной интерпретации

индивидуальных различий, а на основе интраиндивидуального сравнения выраженности

разных личностных предпочтений субъекта, и на его материале были описаны

особенности личностной сферы групп студентов и преподавателей высшей школы

[Корнилова Т. В. - 1997]. Другим примером психодиагностической методики,

реализующей идею идеографического подхода, а также включившей разработки из

области экспериментальной психосемантики, может служить тест репертуарных

решеток Келли [Франселла Ф., Баннистр Д. - 1987], являющийся процедурно довольно

сложным и многоэтапным диагностическим методом, не укладывающимся в названное

ранее более узкое определение теста как краткой и стандартизованной методики.

К личностным тестам можно также отнести такие методики, как "семантический

дифференциал" Ч. Осгуда, "методика распределения времени" С. Я. Рубинштейн и др.

[Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - 1989]. Так, последняя из перечисленных методик

направлена на изучение мотивационной сферы личности, интересов и предпочтений.

Испытуемому предлагают список разнообразных дел и просят примерно указать,

сколько часов он затрачивает на их выполнение в течение 20 дней (480 часов). А

затем предлагается отметить, сколько времени он затрачивал бы на эти же самые

дела, если бы мог распоряжаться временем по своему усмотрению.

В перечень дел включены 17 сфер, такие как сон, еда, транспорт, работа,

обучение, домашние дела и заботы, чтение, прогулки, игры, отдых и др. После

проведения опросов сопоставляется фактическое и желаемое распределение времени и

на основании совпадений или расхождений делаются выводы о предпочтениях,

интересах и установках личности, осознаваемых и неосознанных потребностях.

Следует отметить, что к большинству личностных тестов не применимы традиционные

критерии надежности, валидности и стандартизации. Ввиду сложности самой области

исследования личности наиболее адекватными методами ее изучения признаются менее

структурированные, позволяющие менее формализованно подходить к анализу

получаемых результатов, проективные, полупроективные и опросные методы, на

которых подробнее остановимся ниже (см. пп. 6.7.8-6.7.9).

Диагностика мотивационных тенденций (тест А.Эдвардса). Вопрос о конкретизации

средств психологической диагностики мотивационных образований предполагает

теоретический анализ