Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

способами. Не менее полезны

они для выявления пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их

своевременного доучивания с помощью индивидуализированных методов и приемов.

Объективность, простота применения, краткость процедуры делают их пригодными для

аттестации работников на разряд, для оценки квалификации. Однако работа по

созданию таких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.

Оценивая тесты учебных и профессиональных достижений в целом, следует отметить

их хорошие возможности в осуществлении контроля за процессами обучения и

формирования профпригодности.

Контрольные вопросы и задание

1. Перечислите варианты названий тестов достижений. 2. В чем преимущества тестов достижений по сравнению с традиционной оценкой? 3. Почему нельзя отнести тесты достижений к категории интеллектуальных тестов

или тестов способностей? 4. Укажите основные правила составления тестов успешности. 5. Для решения каких задач могут использоваться в высшей школе тесты

профессиональных достижений?

6.7.6. Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей

школе

Успешность осуществления сложных интеллектуальных стратегий самоорганизации в

учебной и научной деятельности предполагает развитие общих способностей

человека. И почти в каждой области предметных знаний так или иначе происходит

отбор тех людей, которые в занятиях научной деятельностью проявляют сочетание

большей настойчивости и таланта. Однако именно здесь "профотбор" является

наиболее уязвимым звеном, поскольку общие способности могут развиваться в разные

сроки и их труднее идентифицировать как психологические факторы, существенно

отличающиеся от интеллектуального уровня или волевой саморегуляции деятельности

студентов.

Социолог науки Р. Мертон [1993] рассматривает проблему раннего и позднего

проявления общих способностей в более широком контексте "эффекта Матфея" как

неравенства в распределении тех или иных благ, в частности, в образовательной

системе. Он ставит проблему невольного подавления талантов в связи с ранними

прогнозами, которые обладают свойством сбываться.

В американском обществе и в системе высших учебных заведений поощряются ранние

проявления талантов. Если же учесть, что социальное и материальное благополучие

семьи позволяет молодежи из таких семей задерживаться в учебных заведениях

дольше, чем студентам без таковой поддержки (которые, не будучи оценены вовремя,

имеют больший шанс выпасть из образовательной системы), то, оставаясь в системе,

эти молодые люди сохраняют шанс проявить себя и позже. Иначе говоря,

ориентировка на получение высшего образования как самостоятельную ценность в

более обеспеченных слоях как бы продлевает потенциальный период проявления своих

общих способностей студентам из этих слоев общества.

Но все же эти факторы мыслятся как сопровождающие другой, более существенный -

ограниченность совпадения зон индивидуального развития способностей и

отпущенного в образовательной системе срока. Автор приводит по этому поводу

следующую цитату другого ученого - медика А. Грегга: "Природа щедра на время, да

что там щедра - она просто изобилует им и этим предоставляет человеку

необыкновенный шанс учиться, так что же хорошего в том, что мы пренебрегаем этим

даром природы, поощряя раннее развитие? А ведь мы именно так и поступаем, когда

привязываем всю систему образования к хронологическому возрасту: обучение в

первом классе начинается с шести лет, а обучение в институте для огромного

большинства студентов - в возрасте от семнадцати с половиной до девятнадцати

лет. Ведь если большинство учащихся имеет одинаковый возраст, все академические

блага - стипендии, интернатура, жилье по месту учебы - достаются тем, кто

проявляет незаурядные способности для своего возраста. Иными словами, система

вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть

предвестником проявления способностей в будущем" [Мертон Р. К. - 1993. - С.

263].

Контрольный вопрос

Каким образом неравномерность интеллектуального развития и вариативность этого

показателя у разных людей могут привести к социальной несправедливости в

распределении "образовательных услуг"?

6.7.7. Личностные тесты

В эту группу помещают либо все "неинтеллектуальные" тесты, либо

психодиагностические процедуры, специально нацеленные на ту область

психологической реальности, которая связывается с личностными структурами.

Соответственно, предметом диагностики становятся особенности мотивации,

личностных черт, самоотношения, саморегуляции и т.д. То есть любое свойство,

репрезентирующее особенности внутреннего мира человека, систему его ценностей

или побуждающих факторов, может рассматриваться в качестве "латентного" и

предполагать те или иные диагностические средства.

Вербальные тесты - лишь один из вариантов личностных психодиагностических

методик, однако наиболее широко применяемых и в связи с их лучшей

стандартизацией, и в связи с возможностью группового проведения тестирования.

Собственно, под тестами при этом часто понимают только те вербальные методики,

при разработке которых, как и в случае интеллектуальных тестов, использованы

процедуры факторного анализа и другие средства их психометрического обоснования

как измерительных шкал.

Наиболее тесно задачи психометрики и "факторное" понимание вариабельности

индивидуальных различий как предмета диагностики связаны с теориями черт. Широко

известный шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF