Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

показателем обученности, чем оценка. Последняя зачастую

становится не только оценкой знаний учащегося, но и инструментом воздействия на

него, может выражать отношение педагога к его дисциплинированности,

организованности, особенностям поведения и т.д. Тесты достижений лишены этих

недостатков, разумеется, при условии грамотного их составления и применения.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей,

интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с

их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными

рамками учебным материалом, например разделом математики "стереометрия" или

курсом английского языка. На формировании способностей (например,

пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является

единственным фактором, определяющим уровень их развития. Поэтому при диагностике

способностей трудно найти однозначное объяснение высокой или низкой степени их

развитости у школьника.

Во-вторых, различие между тестами определяется целями их применения. Тесты

способностей направлены, главным образом, на выявление предпосылок к тем или

иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида

наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений

применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью

определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей

работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью

этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных

дисциплин или их разделов. Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений

также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в

той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования

высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на

дальнейшем процессе обучения.

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта. Последние не

направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося

умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные

действия, такие как аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в

формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа. Например, тест

достижений на материале истории определенного периода может содержать такие

вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

Вторая мировая война началась в ... году: а) 1945, б) 1941, в) 1939, г) 1935.

22 июня 1941 года фашисты напали на ... : а) Польшу, б) Советский Союз, в) Францию, г) Венгрию.

В тесте же умственного развития вопросы с использованием понятий из истории

будут иметь следующий вид:

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним

не подходит. Его надо найти и подчеркнуть:

а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги; а)

рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений,

необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий

хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста

достижений. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями,

анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста

интеллекта могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения

одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных

операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по

конкретным дисциплинам или их циклам, в психологии разрабатываются и более

широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков,

требуемых школьнику на разных этапах обучения, таких как некоторые общие

принципы решения математических задач, анализа литературных текстов и др. Еще

более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут

пригодиться при овладении рядом дисциплин, например навыки работы с учебником,

математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями.

И наконец, существуют тесты, направленные на оценку влияния обучения на

формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на

основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени

приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с

последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности

обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования

отдельных заданий должен стать преподаватель. Психолог же обязан обеспечить

соблюдение всех формальных процедур, требуемых для создания надежного и

валидного инструмента, с помощью которого можно было бы осуществлять диагностику

и проводить сопоставления по исследуемым качествам отдельных учащихся или их

групп (классов, школ, регионов и т.д.).

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет

получать профили показателей успешности обучения разным дисциплинам. Обычно

тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и

не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для

получения целостной картины успешности обучения от класса к классу либо от курса

к курсу. Однако в последнее