Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

направленность или гуманистические установки личности еще в

меньшей степени связываются с конкретными видами процессуальной регуляции

деятельности или конкретными психическими возможностями человека. Они отражают

показатели другого уровня - личностные свойства. В качестве профессионально

важных свойств здесь представлены также уровень рефлексии и возможность

управления учебной деятельностью, эмпатия (способность к эмоциональному принятию

позиции другого человека) и коммуникативная компетентность (умение общаться),

эмоциональная устойчивость и стремление способствовать интеллектуальному и

личностному росту учеников.

При диагностике профессиональных способностей вопрос часто решается не в

плоскости соотнесения частных и общих способностей, а в предположении о

возможности различных индивидуальных способов регуляции деятельности, но с

учетом требований, предъявляемых к человеку системой целей, условий и даже

ценностных ориентаций в той или иной профессиональной сфере. Так, врач должен

"занять позицию", "помогать" и "не навредить"; журналист - "информировать", но,

по возможности, не занимать чьей-то стороны в представляемой конфликтной

ситуации и т.д. Для диагностики педагогической направленности оказывается важной

оценка мотивационных предпосылок занятия воспитательной работой. При

психологической оценке готовности к предпринимательской деятельности указывается

такое свойство, как склонность к инновационному мышлению. Но оно

интерпретируется не как особый вид или специальная форма мышления, а как

способность увидеть и использовать в своей хозяйственной или экономической

деятельности "ниши", еще не занятые другими. При этом существенной оказывается

личностная предрасположенность к обдуманному риску, т. е. сочетание свойств

рациональности и готовности к риску.

Эмпирические исследования, проведенные на выборках преподавателей высшей школы,

демонстрируют возможность выделения разных типологических групп, в которых

оказываются люди с большей выраженностью тех или иных профессиональных

склонностей. Например, в исследовании Раштона с соавторами оценивались 29

личностных характеристик университетских профессоров [Корнилова Т.В. - 1993].

Проверялись гипотезы о связях выраженности личностных характеристик с

предпочтениями, отдаваемыми преподавателями научной или педагогической работе.

Сопоставлялись два ряда оценок: 1) выставленные коллегами и 2) выставленные

студентами.

Показатели, рассматриваемые в данном случае как диагностические, были получены

не от самих преподавателей и не от психологов, а от других людей, включенных в

те или иные виды совместной деятельности или общения с преподавателями.

Психодиагностический аспект этого корреляционного исследования был представлен

попыткой прогноза как обоснованного психологическими оценками предположения о

попадании конкретных людей в одну из двух указанных групп. Сами подвергнутые

оцениванию преподаватели были распределены на две подгруппы по внешним

критериям: 1) профессора - эффективные исследователи и 2) профессора -

эффективные преподаватели. Однако каждый из преподавателей-испытуемых проявил

себя в обоих видах деятельности. Успехи же их на том или ином поприще могли быть

связаны причинно-следственными отношениями как с личностной направленностью, так

и с большой степенью проявления общих способностей к научной деятельности или

способностей к педагогическому общению.

Полученные в данном исследовании эмпирические закономерности сводились к

следующему. Испытуемые в подгруппе "эффективные исследователи" получили

наибольшие оценки по амбициозности, выносливости, стремлению к ясности,

склонности к доминированию, стремлению к лидерству, агрессивности, независимости

и жесткости. Они также не характеризовались склонностью оказывать поддержку

другим. "Эффективные преподаватели" получили более высокие оценки по другим

качествам: они более либеральны, общительны, склонны к лидерству, без стремления

к доминированию. Эти люди характеризуются также экстравертированностью,

невозмутимостью и участливостью (любят оказывать поддержку другим).

Приведенное исследование является хорошим примером более широкого понимания

потенциальной связи тех или иных психологических особенностей личности с

успешностью выполнения профессиональной деятельности, чем это представлено в

тестах способностей.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие тесты используются для измерения общих способностей? 2. Назовите некоторые виды специальных способностей, которые могут быть

диагностированы с помощью тестов. 3. Перечислите наиболее известные тесты специальных способностей. 4. Какие из своих специальных способностей, имеющих важное значение для работы в

качестве преподавателя вуза, вы хотели бы оценить с помощью тестов?

6.7.5. Тесты достижений

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые

разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности,

дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также

подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств

педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может

использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А.

Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения

конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются

более объективным