направленность или гуманистические установки личности еще в
меньшей степени связываются с конкретными видами процессуальной регуляции
деятельности или конкретными психическими возможностями человека. Они отражают
показатели другого уровня - личностные свойства. В качестве профессионально
важных свойств здесь представлены также уровень рефлексии и возможность
управления учебной деятельностью, эмпатия (способность к эмоциональному принятию
позиции другого человека) и коммуникативная компетентность (умение общаться),
эмоциональная устойчивость и стремление способствовать интеллектуальному и
личностному росту учеников.
При диагностике профессиональных способностей вопрос часто решается не в
плоскости соотнесения частных и общих способностей, а в предположении о
возможности различных индивидуальных способов регуляции деятельности, но с
учетом требований, предъявляемых к человеку системой целей, условий и даже
ценностных ориентаций в той или иной профессиональной сфере. Так, врач должен
"занять позицию", "помогать" и "не навредить"; журналист - "информировать", но,
по возможности, не занимать чьей-то стороны в представляемой конфликтной
ситуации и т.д. Для диагностики педагогической направленности оказывается важной
оценка мотивационных предпосылок занятия воспитательной работой. При
психологической оценке готовности к предпринимательской деятельности указывается
такое свойство, как склонность к инновационному мышлению. Но оно
интерпретируется не как особый вид или специальная форма мышления, а как
способность увидеть и использовать в своей хозяйственной или экономической
деятельности "ниши", еще не занятые другими. При этом существенной оказывается
личностная предрасположенность к обдуманному риску, т. е. сочетание свойств
рациональности и готовности к риску.
Эмпирические исследования, проведенные на выборках преподавателей высшей школы,
демонстрируют возможность выделения разных типологических групп, в которых
оказываются люди с большей выраженностью тех или иных профессиональных
склонностей. Например, в исследовании Раштона с соавторами оценивались 29
личностных характеристик университетских профессоров [Корнилова Т.В. - 1993].
Проверялись гипотезы о связях выраженности личностных характеристик с
предпочтениями, отдаваемыми преподавателями научной или педагогической работе.
Сопоставлялись два ряда оценок: 1) выставленные коллегами и 2) выставленные
студентами.
Показатели, рассматриваемые в данном случае как диагностические, были получены
не от самих преподавателей и не от психологов, а от других людей, включенных в
те или иные виды совместной деятельности или общения с преподавателями.
Психодиагностический аспект этого корреляционного исследования был представлен
попыткой прогноза как обоснованного психологическими оценками предположения о
попадании конкретных людей в одну из двух указанных групп. Сами подвергнутые
оцениванию преподаватели были распределены на две подгруппы по внешним
критериям: 1) профессора - эффективные исследователи и 2) профессора -
эффективные преподаватели. Однако каждый из преподавателей-испытуемых проявил
себя в обоих видах деятельности. Успехи же их на том или ином поприще могли быть
связаны причинно-следственными отношениями как с личностной направленностью, так
и с большой степенью проявления общих способностей к научной деятельности или
способностей к педагогическому общению.
Полученные в данном исследовании эмпирические закономерности сводились к
следующему. Испытуемые в подгруппе "эффективные исследователи" получили
наибольшие оценки по амбициозности, выносливости, стремлению к ясности,
склонности к доминированию, стремлению к лидерству, агрессивности, независимости
и жесткости. Они также не характеризовались склонностью оказывать поддержку
другим. "Эффективные преподаватели" получили более высокие оценки по другим
качествам: они более либеральны, общительны, склонны к лидерству, без стремления
к доминированию. Эти люди характеризуются также экстравертированностью,
невозмутимостью и участливостью (любят оказывать поддержку другим).
Приведенное исследование является хорошим примером более широкого понимания
потенциальной связи тех или иных психологических особенностей личности с
успешностью выполнения профессиональной деятельности, чем это представлено в
тестах способностей.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие тесты используются для измерения общих способностей?
2. Назовите некоторые виды специальных способностей, которые могут быть
диагностированы с помощью тестов.
3. Перечислите наиболее известные тесты специальных способностей.
4. Какие из своих специальных способностей, имеющих важное значение для работы в
качестве преподавателя вуза, вы хотели бы оценить с помощью тестов?
6.7.5. Тесты достижений
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые
разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности,
дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также
подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств
педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может
использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает А.
Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения
конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, являются
более объективным