Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

решения о необходимой работе по коррекции или самокоррекции, для оценки

качества самого образования с точки зрения того, насколько оно способствует

полноценному умственному развитию молодых людей.

Контрольные вопросы и задание

1. Что измеряют тесты интеллекта? 2. Для решения каких практических задач были впервые созданы тесты? 3. Как определяется коэффициент интеллектуальности и каковы его

среднестатистические значения? 4. В чем принципиальное отличие тестов ШТУР и АСТУР от традиционных тестов

интеллекта? 5. Дайте определение генерального группового и специфичного факторов, влияющих

на успешность решения задач.

6.7.4. Тесты способностей

В отечественной психологии разработка тестов способностей опиралась на подход,

предполагавший выявление уровней задатков как природных особенностей, в отличие

от актуального владения теми или иными когнитивными умениями.

Диагностика способностей как индивидуально-психологических особенностей человека

была направлена на выявление его потенциальной предрасположенности к более

успешному выполнению какого-либо определенного вида деятельности или многих

видов. Предполагалось, что эти потенциальные возможности человека не связаны

прямо с наличными знаниями или умениями, но помогают объяснять легкость или

быстроту их приобретения. Хотя постулируется нацеленность тестов способностей на

особенности, не связанные с актуальным уровнем интеллектуального развития, сами

тесты на интеллект включают задания, предполагающие развитие отдельных

способностей: вербальных, пространственных, математических, мнемических и т.д.

Поэтому часто общие способности отождествляются с интеллектом. Диагностика

способностей как "природных дарований" или "задатков" ориентирована также на

проявление их в профессиональных видах деятельности.

Тесты специальных способностей широко используются в практике психологической

профориентации. При этом способы их построения оказываются очень разными в связи

с тем, что для диагностики психологических компонентов, относимых в большей

степени к познавательной или личностной сфере, к уровню осознаваемых личностных

и не осознаваемых индивидуальных формально-динамических свойств, используется

разный психологический инструментарий.

В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум

основаниям: а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты, б) по

видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т.е.

соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т.д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно- моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук,

тремора, точности мышечного усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства

моторных тестов требуются специальная аппаратура, приспособления, но существуют

и бланковые методы. Наиболее известны за рубежом тест ловкости Стромберга, тест

скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной

психологии большую популярность приобрели тесты, разработанные еще в 30-е годы

М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким [1930. - Ч. 2]. Для проверки психомоторики

испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы,

обводить с помощью карандаша сложные фигуры (поочередно каждой рукой и обеими

вместе) и др.

Хотя психологическая диагностика другой группы способностей - сенсорных-

распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы в основном

для изучения особенностей зрения и слуха. Чаще всего это делается в практических

целях, когда исследуется, например, зависимость эффективности и качества

деятельности от уровня развития сенсорных способностей. Эти тесты

разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия, например, остроты

зрения и слуха, различительной чувствительности, цветоразличения, дифференциации

высоты, тембра, громкости звуков и др. Для изучения особенностей зрения

применяются специальные таблицы, аппаратура. В изучении слуха наряду с

отдельными пробами большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности

Сишора.

Что касается следующей группы способностей - технических, то следует учитывать,

что под ними диагносты понимают такие особенности, которые позволяют успешно

работать с разнообразным оборудованием или его частями. Показано, что наряду с

некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом)

существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое

понимание. Под первыми имеется в виду способность оперировать зрительными

образами, например, при восприятии геометрических фигур. Техническое понимание -

это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их

друг с другом, находить сходства и различия. Первые тесты данного типа требовали

от испытуемых умения конструировать, собирать технические приспособления из

отдельных деталей.

Современные тесты чаще всего создаются в форме бланковых методик. Например, один

из известнейших тестов - тест Беннета включает серии картинок с изображением

несложных технических деталей и устройств, а каждая картинка сопровождается

вопросом. Для ответа необходимо понимание общих технических принципов,

пространственных взаимоотношений и т.п.

Следует иметь в виду, что эта группа тестов направлена главным образом на

выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым, склонности к работе с техникой

- батареи подобных тестов успешно используются при