Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

цикла и

последние - задания общественно-гуманитарного цикла. При этом коэффициент

корреляции, отражающий степень связи между результатами тестирования по тесту в

целом и величинами набранных баллов, был равен 0,70 при уровне значимости 0,001.

Все это подтверждает правомерность использования АСТУР в качестве одного из

испытаний для отбора студентов на разные факультеты высших учебных заведений.

Для разных возрастов, в том числе и для взрослых, кроме вербальных широко

используются как отдельные невербальные шкалы интеллекта, так и самостоятельные

невербальные тесты, например матрицы Равена. Для нужд отбора в армию в США были

разработаны параллельные вербальные и невербальные формы тестов интеллекта (в

расчете на неграмотных взрослых). "Фактически большинство тестов интеллекта в

основном измеряло вербальные способности и в какой-то мере способность

оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями"

[Анастази А. - 1982. - Т. 2. - С. 256].

Понятие "умственные тесты" принадлежит Дж. Кеттеллу, продолжившему разработку

идеи Ф. Гальтона о возможности психологического измерения с помощью приписывания

чисел операциям ума. В тестах Бине - Симона использовано уже другое понятие -

"умственное развитие".

Все еще остается открытым вопрос о связях коэффициента интеллектуальности с

усвоенными когнитивными умениями и природными, т.е. наследственно заданными

особенностями функционирования когнитивных процессов, и о возможностях его

трактовки как показателя умственного развития. Однако четкое представление

значения количественного индекса как позволяющего распределять испытуемых на

общей шкале с равными интервалами и критериальным значением 100 (при равенстве

умственного возраста паспортному их отношение равно единице, или 100 %) делает

его удобным психодиагностическим средством при всей расплывчатости трактовок тех

внутренних психологических свойств, которые обеспечивают испытуемому успешность

выполнения заданий. Так, конкурирующей трактовкой является понимание

тестирования интеллекта как варианта тестирования общих способностей.

Связь с конструктом способностей задана тем обстоятельством, что достигнутый

уровень интеллекта обеспечивает субъекту потенциал решения ряда задач и

выполнения различных видов деятель-ностей, предполагающих интеллектуальную

ориентировку.

После того как сначала Ч. Спирменом, а потом и другими исследователями для

выявления структуры связей между показателями индивидуального выполнения задач

стал использоваться факторный анализ (как прием многомерного статистического

анализа корреляционных связей), тестирование интеллекта стало включать ряд "само

собой разумеющихся" предположений. Во-первых, это предположение о существовании

общего фактора, определяющего успешность выполнения ряда заданий. Он был назван

генеральным фактором (фактором g). Фактор, предположительно способствующий

успешному выполнению ряда задач, относимых к разным классам или видам, стали

называть групповым фактором. Специфичные факторы рассматривались в качестве

внутренних условий, связанных с проявлением латентных переменных, способствующих

выполнению именно данного вида задач.

Во-вторых, это предположение о том, что под "тестами способностей" следует

понимать диагностику относительно простых психологических предпосылок успешного

выполнения заданий определенных видов; отсюда названия "способность к

пространственным представлениям", "мнемическая способность" и т.д. Совокупность

этих "простых" компонентов в разрабатываемых комплексных батареях тестов

способностей могла давать дифференцированную картину межиндивидуальной

вариативности и не затрагивать в то же время свойства интеллекта.

Использование в тестах интеллекта суммарного показателя IQ строится на возможно

полном охвате различных простых способностей. В то же время современные

исследования интеллектуальных стратегий, напротив, предполагают связь

показателей интеллекта с более сложными и высокоуровневыми способами контроля

субъектом своей познавательной деятельности. Но в моделируемых ситуациях сложных

интеллектуальных решений присутствуют уже не тестовые процедуры, поскольку

трудновыполнимой становится задача межиндивидуальных сравнений. Примером может

служить исследование стратегического мышления, осуществляемого немецким

психологом Д. Дернером на материале так называемых комплексных проблем [Dorner

D. - 1992]. Эти проблемы не имеют единственно верного решения и выглядят как

задачи на оптимизацию состояния многопараметровых систем. Например, в

компьютеризованном варианте им представлена ситуация "Чернобыльская авария", в

которой заданы возможности реализации разных вариантов интеллектуального

разрешения проблемы оптимизации состояния атомной электростанции после аварии.

Большинство тестов, разработанных в 20-е годы как тесты интеллекта, стали

называть тестами способности к учению, поскольку они выявляли комбинацию

индивидуально-психологических свойств, обеспечивавших успешность учебной

деятельности. В настоящее время особый интерес вызывают тесты обучаемости и так

называемые диагностические программы, в которых во время тестирования

оцениваются и изменения, связанные с когнитивными приобретениями индивида по

ходу выполнения тестовых заданий.

В высшей школе тесты интеллекта могут использоваться для проведения тестирования

абитуриентов на стадии их поступления в вуз, для контроля за особенностями

умственного развития в ходе обучения, выявления сложностей, затруднений и

принятия