Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

них есть ряд недостатков, снижающих их эффективное

использование. Главным из них является неотчетливость их содержательного

наполнения. Авторы тестов не объясняют, почему включают те или иные понятия,

логические отношения, графический материал. Они не стремятся доказать, должны ли

люди определенного возраста и уровня образования владеть задаваемыми тестом

интеллектуальными навыками, знать отобранные слова, термины. В некоторых

случаях, несмотря на то что проводится адаптация тестов для российской выборки,

остаются задания, отдельные термины, которые менее понятны людям, выросшим в

нашей культуре.

Для преодоления этих недостатков традиционных тестов коллективом сотрудников

Психологического института РАО был разработан Школьный тест умственного развития

- ШТУР, построенный на новых принципах [Психологическая... - 1990]. Тест

предназначался для учащихся 7 - 9-х классов, однако хорошо зарекомендовал себя и

в работе с абитуриентами при приеме в высшие учебные заведения. Тем же

коллективом авторов (М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К.М.Гуревич, В.Г.Зархин,

В.Т.Козлова, Г.П.Логинова, А.М.Раевский, Н. А.Ференс) был создан специальный

Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников - АСТУР. Тест

включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность.

4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8.

Геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и

предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней

школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий

балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о

приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных

циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического,

естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления. Таким

образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего

обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с

особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику

скорости протекания мыслительного процесса (субтест "лабильность"), что является

свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств нервной

системы (лабильность - инертность). Ниже приводятся примеры субтестов, входящих

в тест АСТУР.

1. Осведомленность. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из

пяти приведенных слов, например: "Противоположным к слову "отрицательный" будет

слово - а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный".

2. Двойные аналогии. Испытуемому необходимо определить логические отношения,

существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по одному

понятию пропущено. Необходимо подобрать пропущенные понятия таким образом, чтобы

между первым словом задания и первым словом одной из данных на выбор пар было

такое же соотношение, как между вторым словом задания и вторым словом этой же

пары. Например:

"Стол: х = чашка: у

а) мебель - кофейник б) обеденный - посуда в) мебель - посуда г) круглый - ложка д) стул - пить"

Правильным ответом будет "мебель - посуда".

3. Лабильность. В субтесте требуется в очень короткий период времени быстро и

без ошибок выполнить ряд простых указаний, например, таких: "Напишите первую

букву своего имени и последнюю букву названия текущего месяца".

4. Классификации. Даются шесть слов. Среди них нужно найти два, только два,

которые можно объединить по какому-то общему признаку. Например: "а) кошка, б)

попугай, в) дог, г) жук, д) спаниель, е) ящерица". Искомые слова будут "дог" и

"спаниель", поскольку их можно объединить по общему признаку: и то и другое

слово обозначает породу собак.

5. Обобщение. Испытуемому предлагаются два слова. Нужно определить, что между

ними общего (найти наиболее существенные признаки для обоих слов) и записать это

понятие в бланк для ответов. Например, "дождь - град". Правильным ответом будет

слово "осадки".

6. Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от

общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить "дерево"

логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а

отношения между ними - стрелкой. Например:

"а) такса, б) животное, в) карликовый пудель, г) собака, д) жесткошерстная

такса, е) пудель".

7. Числовые ряды. Предлагаются числовые ряды, расположенные по определенному

правилу. Необходимо найти два числа, которые были бы продолжением

соответствующего ряда.

Например: "2468 10 12 ? ?"

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующие

числа будут 14 и 16.

8. Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности

пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на

понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.

Проведение теста занимает около полутора часов. Тест проверен на надежность и

валидность.

Апробация теста на выборках абитуриентов трех высших учебных заведений

подтвердила его пригодность для отбора студентов на разные факультеты.

Тестирование было проведено с абитуриентами физико-математического факультета

педагогического института, лечебного факультета медицинского института и

гуманитарного колледжа. Оказалось, что первые лучше всего выполняли задания

физико-математического цикла теста, вторые - задания естественнонаучного