Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

То есть они предполагают сопоставление достижений

испытуемого (будь то решение мыслительной задачи или задачи двигательной) с

показателями достижений других людей в тех же ситуациях и, предположительно, с

той же мотивацией участия в психологических опытах.

Но один аспект сопоставления Т- и Q-данных все же следует отметить. Это их

отношение к психологическим конструктам, по отношению к которым сбор

эмпирических данных выступает средством их конкретизации, операционализации и

измерения. Рассмотрим в качестве примера конструкт "мотивации достижения" (и его

противоположный полюс "мотивация избегания неудач"). В психологии разработано

множество методик, диагностирующих или измеряющих выраженность "потребности в

достижении". В частности, была проведена работа по сопоставлению 40 методик,

подразделяемых на два класса - проективных, использующих неопределенную

стимуляцию, и опросников [Fineman S. - 1977]. Результаты, получаемые методиками

этих двух разных классов, оказываются малосопоставимыми. Причина, в первую

очередь, в том, что они вскрывают два разных пласта "мотивации достижения" -

более и менее осознанной. Если опросники прямо апеллируют к самосознанию

испытуемого, т. е. являются стандартизованными процедурами самоотчетов, то

проективные методики вскрывают более глубинные и менее осознаваемые уровни

потребностно-мотивационной сферы человека.

Данные, получаемые с помощью проективных методик, нельзя назвать Т-данными в

частности из-за того, что они предполагают последующее толкование исследователем

тех толкований, которые дает сам испытуемый применительно к заданному

неопределенному стимульному материалу. Эта "двухэтажность" процессов

интерпретации делает переход от эмпирических данных, получаемых с помощью

проективных методик, к используемым психологическим конструктам наиболее сложным

[Соколова Е.Т. - 1980].

Контрольные вопросы

1. По каким критериям выделяются различные типы психологических показателей? 2. В каких случаях признак некоторого латентного свойства может не

зафиксироваться диагностической методикой, хотя само латентное свойство

присутствует? 3. Почему результаты проективных тестов не относятся к Т-данным?

6.7.3. Тесты интеллекта

В возрастной и педагогической психологии особое внимание уделялось проблемам

развития мышления учащегося. Однако в психологическом инструментарии диагностика

особенностей мышления уступает место более разработанной проблематике

тестирования интеллекта. Под интеллектом при этом понимают, во-первых, более

широкий контекст познавательных процессов и умений (в том числе особенности

памяти, скоростные и динамические свойства при решении задач и т.д.) и, во- вторых, операционализацию диагностируемой психологической реальности в способах

ее измерения. В результате утрирования такой позиции было даже сформулировано

утверждение, что интеллект - это то, что измеряют тесты.

Первоначально тесты интеллекта как вербальные средства диагностики уровня

умственного развития, измеряющие индивидуальные отличия в использовании знаний и

умений, были разработаны для нужд отбора детей, не справляющихся с

общеобразовательной программой. Они известны по имени одного из первых авторов

А. Бине и используются в модифицированном варианте до сих пор (с изменением

психометрических процедур их конструирования и самого предметного материала

заданий). Позже получили распространение так называемые тесты действия и

невербальные тесты.

После ряда нововведений в созданные в начале прошлого века шкалы Бине,

предпринятых Л. Терменом (США) и его коллегами, эти шкалы стали применяться для

измерения индивидуально-психологических особенностей нормальных детей с целью

ранжирования и классификации их по изучаемым признакам. Главной функцией этих

тестов становится не отбор умственно отсталых, а сравнение испытуемых между

собой и нахождение их места в изучаемой выборке по выраженности

интеллектуального развития. В психодиагностику прочно вошло понятие коэффициент

интеллектуальности (IQ) в качестве основного и достаточно стабильного показателя

умственного развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического

обследования путем деления так называемого "умственного возраста" (по числу

выполненных заданий теста) на хронологический, или паспортный, возраст и

умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что

испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ

оказывался ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с

соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического

аппарата вычислялись границы нормы, т.е. те значения IQ, которые

свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного

возраста. Эти границы располагались от 84 до 116.

Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого

интеллекта, если выше 116 - как показатель высокого интеллектуального развития.

За рубежом, особенно в США, тесты интеллекта получили очень широкое

распространение в системе народного образования. При поступлении в учебные

заведения разного типа и на работу тесты используются как обязательный

инструмент в арсенале методик практического психолога.

Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными

психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд - Бине. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность (хуже со стандартизацией

на нашей популяции), однако у