То есть они предполагают сопоставление достижений
испытуемого (будь то решение мыслительной задачи или задачи двигательной) с
показателями достижений других людей в тех же ситуациях и, предположительно, с
той же мотивацией участия в психологических опытах.
Но один аспект сопоставления Т- и Q-данных все же следует отметить. Это их
отношение к психологическим конструктам, по отношению к которым сбор
эмпирических данных выступает средством их конкретизации, операционализации и
измерения. Рассмотрим в качестве примера конструкт "мотивации достижения" (и его
противоположный полюс "мотивация избегания неудач"). В психологии разработано
множество методик, диагностирующих или измеряющих выраженность "потребности в
достижении". В частности, была проведена работа по сопоставлению 40 методик,
подразделяемых на два класса - проективных, использующих неопределенную
стимуляцию, и опросников [Fineman S. - 1977]. Результаты, получаемые методиками
этих двух разных классов, оказываются малосопоставимыми. Причина, в первую
очередь, в том, что они вскрывают два разных пласта "мотивации достижения" -
более и менее осознанной. Если опросники прямо апеллируют к самосознанию
испытуемого, т. е. являются стандартизованными процедурами самоотчетов, то
проективные методики вскрывают более глубинные и менее осознаваемые уровни
потребностно-мотивационной сферы человека.
Данные, получаемые с помощью проективных методик, нельзя назвать Т-данными в
частности из-за того, что они предполагают последующее толкование исследователем
тех толкований, которые дает сам испытуемый применительно к заданному
неопределенному стимульному материалу. Эта "двухэтажность" процессов
интерпретации делает переход от эмпирических данных, получаемых с помощью
проективных методик, к используемым психологическим конструктам наиболее сложным
[Соколова Е.Т. - 1980].
Контрольные вопросы
1. По каким критериям выделяются различные типы психологических показателей?
2. В каких случаях признак некоторого латентного свойства может не
зафиксироваться диагностической методикой, хотя само латентное свойство
присутствует?
3. Почему результаты проективных тестов не относятся к Т-данным?
6.7.3. Тесты интеллекта
В возрастной и педагогической психологии особое внимание уделялось проблемам
развития мышления учащегося. Однако в психологическом инструментарии диагностика
особенностей мышления уступает место более разработанной проблематике
тестирования интеллекта. Под интеллектом при этом понимают, во-первых, более
широкий контекст познавательных процессов и умений (в том числе особенности
памяти, скоростные и динамические свойства при решении задач и т.д.) и, во-
вторых, операционализацию диагностируемой психологической реальности в способах
ее измерения. В результате утрирования такой позиции было даже сформулировано
утверждение, что интеллект - это то, что измеряют тесты.
Первоначально тесты интеллекта как вербальные средства диагностики уровня
умственного развития, измеряющие индивидуальные отличия в использовании знаний и
умений, были разработаны для нужд отбора детей, не справляющихся с
общеобразовательной программой. Они известны по имени одного из первых авторов
А. Бине и используются в модифицированном варианте до сих пор (с изменением
психометрических процедур их конструирования и самого предметного материала
заданий). Позже получили распространение так называемые тесты действия и
невербальные тесты.
После ряда нововведений в созданные в начале прошлого века шкалы Бине,
предпринятых Л. Терменом (США) и его коллегами, эти шкалы стали применяться для
измерения индивидуально-психологических особенностей нормальных детей с целью
ранжирования и классификации их по изучаемым признакам. Главной функцией этих
тестов становится не отбор умственно отсталых, а сравнение испытуемых между
собой и нахождение их места в изучаемой выборке по выраженности
интеллектуального развития. В психодиагностику прочно вошло понятие коэффициент
интеллектуальности (IQ) в качестве основного и достаточно стабильного показателя
умственного развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического
обследования путем деления так называемого "умственного возраста" (по числу
выполненных заданий теста) на хронологический, или паспортный, возраст и
умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что
испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ
оказывался ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с
соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического
аппарата вычислялись границы нормы, т.е. те значения IQ, которые
свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного
возраста. Эти границы располагались от 84 до 116.
Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого
интеллекта, если выше 116 - как показатель высокого интеллектуального развития.
За рубежом, особенно в США, тесты интеллекта получили очень широкое
распространение в системе народного образования. При поступлении в учебные
заведения разного типа и на работу тесты используются как обязательный
инструмент в арсенале методик практического психолога.
Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными
психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд -
Бине. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность (хуже со стандартизацией
на нашей популяции), однако у