Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

особенности номотетического и идеографического подходов в

психодиагностике. 2. Чем различаются понятия "норма" и "социально-психологический норматив"?

6.7.2. Типы психологических показателей

Одним из наиболее известных примеров рассмотрения психодиагностических методов с

точки зрения разницы в типе эмпирических данных, т. е. с точки зрения связи

психологических показателей со способом их получения исследователем, является

классификация Р. Кеттелла.

Он предложил отличать такие типы данных: L, T и Q Эта маркировка идет от

английских названий:

L - life record (факты жизни), Т - test (проба, испытание) u Q - questionnaire

(опросник). L-данные являются жизненными документами (например, анамнестического характера),

они или были получены в более ранних исследованиях, или их поставляет сам

испытуемый (либо описывающие события его жизни другие люди) в ходе актуально

проводимого исследования. Не важно, каким конкретно методическим приемом эти

данные были получены - в результате беседы, внешнего наблюдения, анализа

самоотчетов, опроса, свидетельств других людей и т.д. Общим их радикалом

является то, что это свидетельства прошлого, фиксация в той или иной форме

продуктов прошлой психической деятельности (испытуемого, пациента или клиента).

Таким образом, они могут быть оценены только как исторические документы, хотя в

принципе могут быть получены неоднократно. Соответственно при их диагностической

интерпретации психолог должен реализовать какие-то нормативы анализа документов.

Например, он должен предполагать такой случай, когда отсутствие "признака" не

означает отсутствие самого латентного свойства. Отсутствие признака на уровне

"забывания" событий или отказа испытуемого признавать за собой те или иные

поступки может означать как действительную несвойственность их этому человеку,

так и то, что предполагаемое событие имело место, но сознательно опускается

испытуемым (или неосознанно "забывается"). Сам факт умолчания может

свидетельствовать об особой значимости этого события в жизни человека или об

условиях получения данных, при которых упоминание о нем становится по какой-то

причине для субъекта невозможным.

Австралийские преподаватели психологии Белл и Стэйнс [Bell Ph., Staines Ph. -

1981] приводят классический пример ошибки умозаключений психолога, не

утруждающего себя формулировкой вопросов о том, как можно интерпретировать те

данные, проверка которых в контролируемых условиях не доступна исследователю.

Психолог обратился к студентам в группе с просьбой ответить на вопрос, читают ли

они журнал "Плэйбой". Ответы испытуемых были отрицательными. У исследователя при

этом имелись две возможности оценки этих ответов. Первая: испытуемые не

признались в том, что они читали журнал "Плэйбой". Вторая: они действительно не

читали этого журнала, т. е. не интересовались им. Поправка на социальную

желательность, а в данном примере на нежелательность ответа "да, читал",

совершенно необходимо должна быть представлена в том веере гипотез, которые

исследователь будет обсуждать на основании полученных данных.

Т- и Q-данные имеют то общее свойство, что они получены в актуально проводимом

исследовании, т.е. психолог может осуществлять какие-то формы контроля при их

фиксации. Оставаясь документами, эти данные могут быть перепроверены путем

продолжения сбора эмпирического материала. Таким образом, они в отличие от L- данных допускают анализ по схемам, предполагающим возможность их повторного

воспроизводства. Повторное тестирование как раз и представляет случай такого

воспроизводства с целью оценки временной стабильности как компонента надежности

теста.

Так, например, психолог может обратиться к коллегам преподавателя или к

студентам с целью опроса о предпочитаемых стилях общения, получить сведения о

частоте фиксируемых официально опозданий на занятия или получить иные сведения

после того, как эти события имели место. Допустим, он нацелен на сопоставление

этой переменной с показателями другой - например с показателями стиля разрешения

проблемных ситуаций. Немецким психологом Г. Крампеном разрабатывается

направление, в котором способы разрешения таких ситуаций преподавателем высшей

школы сопоставляются с различными способами получения Т- или Q-данных.

Квазиэкспериментальный метод сопоставления разных групп преподавателей,

подобранных в соответствии с диагностируемыми у них проявлениями мотивации,

особенностями целевой регуляции, уровнями генерализации самоконтроля действий и

состояний и т.д., позволяет при этом обосновывать прикладную значимость

используемых диагностических средств.

Отличие Т-данных, по Кеттеллу, заключается в том, что они являются результатами

тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения. "Достиженческие"

показатели опера-ционализируются разными методическими процедурами, но в целом

предполагают учет поведенческих, психофизиологических или иных индикаторов,

рамки вариабельности которых могут быть лишь незначительно изменены сознательной

рефлексией испытуемого. Эти данные иногда понимают как формы "реактивного"

поведения испытуемого. Однако исследования последних лет демонстрируют наличие

активности испытуемого уже на уровне сенсорно-перцептивных процессов. Тем больше

возражений вызывает метафора "реактивности" испытуемого, когда речь идет о

произвольном уровне регуляции психической деятельности или деятельности

предметной.

Другой особенностью тестовых данных следовало бы назвать их дифференциально- психологический характер.