Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

психодиагностической

методики: измеряется индивидуальная выраженность всех тех параметров, сквозь

призму которых исследователь рассматривает каждого испытуемого, или же

выявляются, в первую очередь, именно те свойства, которые присущи только

конкретному лицу (и не следует его рассматривать сквозь призму переменных,

выявленных для других людей). В первом случае говорят о номотетическом подходе,

а во втором - об идеографическом. Последовательная реализация номотетического

подхода представлена при использовании нормативного тестирования. "Нормой" здесь

выступает выборка испытуемых, данные которой вошли в схемы корреляционного

анализа определенных заранее психологических шкал и критериев. Индивидуальный

показатель при нормативном тестировании означает положение индивидуума как точки

на общем континууме результатов, представляющих распределение показателей на

всей нормативной выборке. Если использована множественная система показателей,

то выявляется индивидуальный профиль, на котором столько точек, сколько шкал

(или факторов) выявляет тест.

Такой способ реализуется только при условии решения задач количественной оценки

диагностируемого показателя и выработки предварительных нормативных данных. Это

также включает ряд допущений (например, в виде распределения выборочных

показателей, о степени независимости разных показателей и т.д.).

Идеографический подход реализуется обычно при использовании менее

формализованных методик, чем нормативное тестирование. Например, в результате

беседы, интервью или при наблюдении за человеком в разных условиях психолог

может сделать выводы о выраженности у него познавательного отношения к миру,

представленности других видов мотивации, его ценностных ориентациях. Полученный

психологический портрет может не включать при этом указания о том, как соотнести

(на уровне представленности разных качеств и количественно) обсуждаемые

индивидуальные показатели с какими-либо нормативными характеристиками других

людей.

Иной способ психодиагностики разработан при реализации средств критериально- ориентированного тестирования [Гуревич К. М. - 1982]. В этом подходе принимается

во внимание, что индивидуальные психологические свойства могут оцениваться не

только по тому, как они "разбросаны" в той или иной выборке людей, но и по тому,

насколько соответствуют индивидуальные показатели тем социально выработанным

критериям, которые могут быть фиксированы в виде внешне заданных требований или

критериальных норм. Степень приближения индивида к заданной планке, т. е. к

социально одобренному нормативу, и будет отличать его от другого индивида.

В этом же контексте следует рассматривать развернувшиеся в последние годы острые

дискуссии по поводу правомерности использования понятия "норма" как некоторого

среднего показателя для данной выборки. Действительно, критерий сравнения по

нормам, полученный путем объединения разных выборок (например, дети

определенного возраста, но проживающие в разных регионах, отличающихся укладом

жизни, социально-экономическим статусом), игнорирует влияние различных условий

на развитие людей. Это, в первую очередь, условия обучения. Представление

тестовых психодиагностических данных в виде баллов, кривой распределения

затрудняет качественный анализ и выявление влияния условий на развитие человека.

Норма характеризует выборку или популяцию, но не раскрывает действительных

требований к человеку как сложившемуся или складывающемуся члену общества и

может не совпадать с нормальными требованиями к нему. А эти требования не

случайны, они возникают из общественной практики, вытекают из нее. В качестве

критерия, ориентируясь на который можно сравнивать результаты

психодиагностического обследования, целесообразнее использовать так называемый

социально-психологический норматив (CUE) [Гуревич К. М. - 1982. - С. 9 - 18].

В сжатом виде СПИ можно определить как систему требований, которую общество на

определенном этапе своего развития предъявляет каждому из его членов. Это могут

быть требования к умственному, эстетическому, нравственному развитию человека.

Чтобы жить в обществе, человек должен отвечать требованиям, которые к нему

предъявляются, причем процесс этот является активным - каждый стремится занять

определенное положение в своей социальной общности, группе (например, подростки,

входящие в неформальные объединения разного типа, чтобы не быть отторгнутыми,

принимают и "присваивают" не только манеру поведения, общения, но и ценности,

нравственные нормативы и другие атрибуты, принятые в сообществе).

Требования общества к личности могут быть закреплены в форме правил,

предписаний, обычаев, требований взрослых к детям и т.д. Таким образом,

содержание СПН вполне реально, оно присутствует в образовательных программах, в

квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении

педагогов, воспитателей.

В качестве точек отсчета могут быть использованы и другие критерии, например

возрастные нормы, критерии выполнения деятельности и др.

Следует учесть, что каждый из названных подходов (номотетический и

идеографический) возможен при использовании разных типов психологических

показателей. Нет также предопределенности, каким областям психологической

реальности более адекватны те или иные подходы. Но можно говорить о степени

разработанности психологических теорий, подкрепляющих применимость того или

иного подхода при создании психологического инструментария.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные