Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

6.6. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Психодиагностические средства, разработка которых основывается на использовании

психометрических процедур оценки надежности и валидности, обычно предполагают их

подкрепленность проверкой статистических гипотез о связях между выборочными

значениями переменных. То есть в основе их разработки лежит корреляционный

подход, предполагающий исследовательские схемы сопоставления групп лиц,

отличающихся по тому или иному внешнему критерию (возраст, пол, профессиональная

принадлежность, образовательный ценз), или сопоставления различных показателей,

полученных для одних и тех же лиц разными методическими средствами или в разное

время (при повторном тестировании, по схеме "до - после" осуществления какого-то

воздействия и т.д.).

Мерами связи являются коэффициенты ковариации и корреляции. Статистические

гипотезы формулируются как гипотезы об отсутствии связи между выборочными

значениями переменных, о равенстве коэффициентов какой-то величине (например,

нулю, что не равнозначно понятию нулевой корреляции) или между собой.

При проверке корреляционных гипотез открытым остается вопрос о том, какая из

двух переменных влияет на другую (или ее детерминирует). Именно это

обстоятельство ограничивает возможности прогноза, т. е. обоснованного

предсказания значений величин на одной психологической шкале по данным измерения

других (переменных). Например, можно выявить положительную связь между

показателями теста, измеряющего умственный возраст, и академической

успеваемостью. Обе переменные как бы равноправны в этой ковариации, т. е.

отклонения от среднего (как выборочного показателя меры центральной тенденции) в

двух рядах показателей сопутствуют по величине друг другу. Это наглядно

представляют в виде вытянутого облака точек на диаграмме рассеивания. В ней оси

X и У обозначают величины, соответствующие двум психологическим переменным, а

каждая точка представляет конкретного субъекта, характеризующегося одновременно

двумя показателями (уровнем умственного развития и академической успеваемостью).

Но содержательно разными являются задачи: прогнозировать успеваемость по

показателю психологического теста и прогнозировать возможную величину

умственного развития, зная показатель успеваемости. Решение каждой из этих задач

предполагает, что исследователем принимается решение о направленности связи, т.

е. о том, какой показатель является определяющим.

Для показателей, измеренных в разных психологических шкалах, используются

адекватные этим шкалам коэффициенты корреляции [Гласс Дж., Стенли Дж. - 1976].

Психологические свойства могут быть измерены в следующих шкалах: 1)

наименований, где разные элементы (психологические показатели) могут быть

приписаны к разным классам, поэтому второе название этой шкалы - шкала

классификации; 2) порядка, или ранговая шкала; с ее помощью определяют порядок

следования элементов друг за другом, но неизвестным остается деление на шкале, а

значит, нельзя утверждать, на сколько один человек отличается по тому или иному

свойству от другого; 3) шкала интервалов (например, коэффициент интеллекта -

IQ), на основе использования которой можно не только установить, у какого

субъекта то или иное свойство более выражено, но и на сколько единиц оно более

выражено; 4) шкала отношений, с помощью которой можно указать, во сколько раз

один измеряемый показатель больше или меньше другого. Однако таких шкал в

практике психодиагностики практически нет. Межиндивидуальные различия

описываются в лучшем случае шкалами интервалов.

Коэффициенты корреляции отличаются от других мер связи - коэффициентов

ковариации - видом их представления: все они расположены в интервалах от 0 до +1

и -1. Соответственно по величине коэффициента корреляции судят о силе связи

между измеренными психологическими переменными. Однако при решении задачи

прогноза (например, судить об успеваемости по величине умственного возраста или

наоборот) переменные перестают быть равноправными. Коэффициенты корреляции не

могут служить основанием прогноза в том смысле, что установление направленности

влияния переменной - как детерминирующей другую - подразумевает установление

коэффициентов регрессии. В них величины регрессии X по Y и Y по X будут

отличаться между собой. Следует также заметить, что нельзя путать разные виды

прогноза: предсказание в каком-то временном интервале для конкретного индивида и

предсказание разбросов "срезовых" показателей для групп.

Наконец, специальные проблемы будет решать прогноз, подразумевающий оценку по

внешнему критерию: например, вероятности попадания в группы хорошо или плохо

справляющихся с работой лиц, которые были первоначально разделены по

психологическому тесту на более и менее успешных (при этом предполагается

обоснованность измерения конкретного свойства в качестве способствующего

успешному выполнению того вида деятельности, о котором идет речь как о "работе).

Контрольные вопросы и задание

1. Что такое корреляция и в каких пределах изменяется коэффициент корреляции? 2. Можно ли путем подсчета коэффициентов корреляции делать вывод о причинно- следственных связях между переменными? 3. Назовите 4 типа шкал, используемых в психологических измерениях.

6.7. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

6.7.1. Номотетический и идеографический подходы

При тех или иных попытках анализа межиндивидуальных различий важным оказывается

методологическая позиция, реализованная при построении