Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

или "признакам" выраженности первой,

собственно диагностируемой переменной.

Ретроспективная валидностъ определяется на основе критерия, отражающего событие

или состояние качества в прошлом. Она также может свидетельствовать о

предсказательных возможностях методики.

Надежность - составляющая оценки свойств психодиагностической методики,

отражающая степень точности измерения и стабильности результатов с точки зрения

контроля разных источников вариативности психологических показателей:

вариативности самого измеряемого свойства; вариативности данных в силу

множественных соответствий латентного свойства и эмпирических "признаков";

устойчивости самой шкалы в контексте процедурных компонентов методики;

возможности получения сходных результатов в другое время или подверженности

изменениям со стороны других процессов и свойств (например, противостояния

разных пунктов опросника фактору "социальной желательности" ответа).

Известный специалист в области психодиагностики К. М. Гуре-вич предлагает

выделять три типа надежности: надежность самого измерительного инструмента,

стабильность изучаемого признака и константность, т.е. независимость результатов

от личности экспериментатора [Гуревич К.М. - 1975. - С. 162 - 176]. С учетом

этого следует различать и показатели, характеризующие тот или иной тип

надежности, называя их соответственно коэффициентами надежности, стабильности

или константности. В таком порядке следует проводить проверку методик: вначале

следует проверить инструмент измерения, затем выявить меру стабильности

изучаемого свойства и только после этого перейти к критерию константности.

Качество методики определяется тем, насколько хорошо она составлена, насколько

однородна, что свидетельствует о ее направленности на диагностику одного и того

же свойства, признака. Для проверки надежности инструмента по показателю

однородности (или гомогенности), как правило, используют метод "расщепления".

Для этого все задания психодиагностического инструмента делятся на четные и

нечетные (по нумерации), отдельно обрабатываются, а затем подсчитываются

коэффициенты корреляции между этими рядами. Об однородности методики

свидетельствует отсутствие существенной разницы в успешности решения выделенных

частей, что выражается в достаточно высоких коэффициентах корреляции - не ниже

0,75 - 0,85. Чем выше эта величина, тем однороднее методика, тем выше ее

надежность. Существуют специальные способы увеличения надежности

разрабатываемого метода [Анастази А. - 1982].

Для проверки стабильности изучаемого признака используется метод, получивший

название "т е с т - р е т е с т", который заключается в проведении повторного

психодиагностического испытания той же выборки испытуемых через определенный

промежуток времени, вычислении коэффициента корреляции между результатами

первого и второго испытания. Этот коэффициент и представляет собой показатель

стабильности исследуемого признака. Как правило, повторное обследование

проводится через несколько месяцев (но не более полугода). Нельзя проводить

повторное испытание слишком быстро после первого, поскольку есть опасность, что

испытуемые будут воспроизводить свои ответы по памяти. Однако этот срок не может

быть слишком большим, поскольку в этом случае возможно изменение, развитие самой

исследуемой функции. Коэффициент стабильности считается приемлемым в том случае,

когда его величина не ниже 0,80.

Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух

психодиагностических испытаний, проведенных на одной и той же выборке испытуемых

с соблюдением идентичности условий, морозными экспериментаторами. Он должен быть

не ниже 0,80.

Таким образом, качество любой психодиагностической методики зависит от степени

ее стандартизованности, надежности и валидности. При разработке любой

диагностической методики ее авторы должны проводить соответствующую проверку и

сообщать в руководстве к ее применению полученные результаты.

Не следует путать уровень психометрического обоснования психодиагностической

методики и вид, или метрику, построенной психологической шкалы, отражающей

уровень результатов измерения. Качественные данные, соответствующие описательным

или - в лучшем случае - классификационным параметрам представления

диагностируемых психических свойств, не обязательно будут свидетельствовать о

меньшей надежности методики, чем в случае получения количественных показателей.

Качественные характеристики позволят отнести испытуемых - как обследуемых

субъектов или классифицируемых "объектов" - к той или иной группе; условием

является, однако, возможность полного охвата в этих предполагаемых группах всех

признаков классификации. Количественные характеристики позволят не только

сопоставлять людей между собой уже по их принадлежности к разным группам (или

классам признаков), но и установить порядок их расположения друг за другом с

точки зрения выраженности диагностируемого признака (порядковая шкала) или

осуществить сравнения, на сколько единиц или во сколько раз тот или иной признак

более или менее выражен у одного субъекта по сравнению с другим, что позволяют

определить шкала интервалов и шкала отношений (см. п. 6.6).

Контрольные вопрос и задания

1. Назовите различные виды теоретической и прагматической валидно-сти тестов. 2. Перечислите основные виды надежности высокоформализованных

психодиагностических процедур и методы их измерения. 3. От каких факторов зависят валидность и надежность психодиагностических

методик?