Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

к

другу. Свойства полученной "психологической линейки" могут существенно

отличаться, и эти отличия позволяют классифицировать психологические измерения

как соответствующие следующим шкалам: классификации, порядка, интервалов,

отношений (см. п. 6.6). Предполагается также, что вариабельности подвержены не

только измеряемые психологические признаки, но и значения делений на самой

шкале, полученной путем субъект-субъектных сравнений. Психометрическое

обоснование психодиагностических методов включает поэтому данные о процедурах,

контролирующих степень "растяжимости" полученной "линейки", т. е. вариативности

в самой измерительной системе.

Другие психологические методы - психологическое наблюдение, психологический

эксперимент, экспертные оценки - также могут поставлять эмпирические данные об

индивидуальных различиях между людьми. И эти данные используются в схемах

постановки психологического диагноза. Но по отношению к названным методам

реализуются другие схемы рассуждений, соответствующие логике проверки

исследовательских психологических гипотез. Общим остается, однако, стремление

психологов приблизить свой диагноз к такому, который был бы поставлен при

использовании максимально валидных и надежных методических процедур.

Валидность психодиагностической методики - это комплекс показателей, отражающих

разные аспекты оценки ее соответствия (или адекватности) как диагностической

процедуры той психологической реальности или тем психологическим конструктам,

измерение которых предполагается. По определению видного американского тестолога

А. Анастази, "валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и

насколько хорошо он это делает" [Анастази А. - 1982. - Т. 1. - С. 126]. Таким

образом, валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения

определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает. В

первом понимании валидность характеризует сам измерительный инструмент, и

проверка этого аспекта валидности называется теоретической валидизацией.

Проверка второго аспекта валидности называется прагматической (или практической)

валидизацией. Теоретическая валидность дает информацию о степени измерения

методикой теоретически выделяемой черты (например, умственного развития,

мотивации и т.д.).

Наиболее распространенным способом определения теоретической валидности методики

является конвергентная валидность, т. е. сопоставление данной методики с

авторитетными родственными методиками и доказательство наличия значимых связей с

ними. Сопоставление с методиками, имеющими другое теоретическое основание, и

констатация отсутствия значимых связей с ними называется дискриминантной

валидностью. Если референтных методик не существует, то только постепенное

накопление разнообразной информации об изучаемом признаке, анализ теоретических

предпосылок и экспериментальных данных, длительный опыт работы с методикой

позволяют раскрыть ее психологический смысл.

Другой вид валидности - прагматическая валидность - проверка методики с точки

зрения ее практической значимости, эффективности, полезности. Для проведения

такой проверки, как правило, используются так называемые независимые внешние

критерии, т.е. показатели проявления изучаемого свойства в жизни. Среди них

могут быть успеваемость, профессиональные достижения, достижения в различных

видах деятельности, субъективные оценки (или самооценки). При подборе внешнего

критерия необходимо соблюдать принцип его релевантности изучаемому методикой

признаку, т. е. между диагностируемым свойством и жизненно важным критерием

должно быть смысловое соответствие. Если, например, методика измеряет

особенности развития профессионально важных качеств, то для критерия необходимо

найти такую деятельность или отдельные операции, где именно эти качества

реализуются.

Что касается величин коэффициентов валидности, то они по разным причинам всегда

ниже, чем коэффициент надежности. По мнению ведущих психодиагностов, низким

признается коэффициент валидности порядка 0,20-0,30, средним - 0,30 - 0,50,

высоким - выше 0,60.

Степень соответствия получаемых с помощью диагностического средства эмпирических

данных тому конструкту, который описывает предполагаемую (латентную)

психологическую переменную, определяется как конструктная валидностъ методики.

Степень соответствия тем заданий (содержания "пунктов" в тесте) сфере

диагностируемых психических свойств характеризует содержательную валидностъ

методики.

Психодиагностические методики могут быть направлены как на выявление актуального

уровня эмпирических составляющих, или "признаков", подводимых под то или иное

понятие (диагностируемой латентной переменной), так и на прогноз степени

представлен-ности выявляемых свойств в практических видах деятельности или

изменений признаков в будущем.

Текущая валидностъ в узком смысле - это "установление соответствия результатов

валидизируемого теста независимому критерию, отражающему состояние исследуемого

тестом качества в момент проведения исследования" [Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.

- 1989. - С. 29]. Этот критерий может быть как внешним, например успешность

субъекта в определенном виде деятельности или принадлежность к той или иной

группе испытуемых, так и психологическим, но связанным с использованием другой

методики.

Прогностическая валидностъ характеризует не степень соответствия на уровне

актуально измеряемого психического свойства, а возможность предсказания какой-то

другой - второй переменной по показателям