Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

В связи с этим

необходимо отметить ту важную роль, которую в свое время сыграла публикация в

журнале "Советская педагогика" (1968, № 7) подготовленная известными и очень

авторитетными психологами А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией и А. А. Смирновым "О

диагностических методах психологического исследования школьников". В ней прямо

сформулировано положение о возможности применения тестов в школе: "К числу

кратких психологических испытаний, или проб, относятся так называемые

психологические тесты, которые были разработаны в разных странах,

стандартизованы и проверены на большом числе детей. В известных условиях, при

соответствующем критическом пересмотре такие психологические тесты могут быть

использованы для первоначальной ориентировки в особенностях отстающих детей"

[Леонтьев А.Н. и др. - 1981. - С. 281].

Мы видим, что довольно осторожно, с оговорками, но все же признается

правомерность использования тестов в системе образования. Новые подходы к

психодиагностике стимулировались, с одной стороны, критикой ее теоретико- методологических позиций, с другой стороны - логикой развития данной отрасли

науки.

В 70-е годы вышли публикации о результатах массового тестирования студентов (от

абитуриентов до выпускников) в Ленинградском университете. Их достаточно

обоснованно критиковали за излишний эмпиризм, проявлявшийся, в частности, в

нечеткости формулировок целей и выводов исследований, где между собой

коррелировались любые измеряемые психологические показатели. Но косвенный выход

на оценку достигнутого соотношения между системой высшего образования и

факторами интеллектуального и личностного роста был осуществлен. В частности,

оказалось, что наиболее значительные сдвиги в интеллектуальном развитии

прослеживаются для групп первоначально наиболее слабых и средних студентов. Для

лиц, занимающих на первых курсах верхнюю треть в общем ранговом ряду

интеллектуальных достижений, т. е. для студентов с лучшими стартовыми позициями

для обучения в вузе, напротив, было выявлено отсутствие изменений или даже

ухудшение психодиагностических показателей. Упрощая проблему, можно на основании

этих данных сказать, что обучение в университете хорошо помогало средним и

слабым студентам и не способствовало интеллектуальному росту первоначально более

сильных.

Это упрощение касается, например, неучета таких факторов, как возрастные пики в

скоростных показателях интеллектуальных тестов (возможно, группа более сильных

студентов оказалась на "своих пиках" несколько раньше), связь обучаемости не

только с первоначальным потенциалом, но и с формами организации учебной

деятельности и т.д. Однако это уже вопросы конкретного научного анализа,

решаемые в контексте охвата всего поля проблем при организации и интерпретации

данных психодиагностического исследования.

В последние десятилетия отмечается также гуманизация работ по психодиагностике

(как исследовательских, так и практических). Теперь главной целью

психодиагностики признается обеспечение полноценного психического и личностного

развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, т. е.

стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в

развитии личности, в преодолении возникающих трудностей и т.д. Главной целью

психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной

коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения

психотерапевтических мероприятий и т.д.

Н.Ф.Талызина так сформулировала основные функции психодиагностики в образовании

на современном этапе: "Она теряет свое дискриминационное назначение, хотя и

сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной ее функцией

должна быть функция определения условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему

развитию данного человека, помощь при разработке программ обучения и развития,

учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности"

[Талызина Н.Ф. - 1981. - С. 287]. Таким образом, результаты психодиагностических

испытаний должны служить основой для решения вопросов о целесообразности и

направлении психологического вмешательства в процессы развития и обучения

человека.

Контрольные вопросы и задание

1. Назовите основные функции психодиагностики в системе высшего образования. 2. Как влияли общественное мнение и политическая ситуация на Западе и в России

на тенденции развития психодиагностики и ее использование в образовании? 3. За что чаще всего критикуются тесты интеллекта? 4. Зависит ли рост показателей умственного развития студентов в процессе

обучения от стартового уровня интеллекта? 5. В чем состоит тенденция к гуманизации психодиагностики?

6.5. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Выше было сказано, что отличие психодиагностики от других психологических

методов состоит в направленности на измерение индивидуальных различий между

людьми. Но эти цели могут достигаться только собственно психодиагностическими

методиками, удовлетворяющими определенным требованиям оценки их валидности,

надежности, репрезентативности. Одним из основных таких требований является

обоснование того, что используемая для сравнения индивидуальных свойств

психологическая шкала не изменяется при ее применении к разным субъектам. Это

означает, что при анализе результатов применения методики - получении с ее

помощью эмпирических данных на нормативных выборках - установлены определенные

закономерности в расположении индивидуальных показателей по отношению друг