Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

уровня собственной коммуникативной компетентности с уровнем других коллег - или

с социально диктуемым "нормативом" - может быть включено как в "созерцательный"

контекст самопознания, так и в более прикладной контекст решений о развитии

своих коммуникативных умений.

Более выраженную исследовательскую направленность имели психодиагностические

работы, выполненные путем фронтальных, или "срезовых", измерений на группах

студентов, обучающихся на разных курсах. Например, с помощью проективной

методики Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) (см. п. 6.7.8)

идентифицировались особенности развития мотивационной сферы студентов [Вай-сман

Р.С. - 1973]. В основу разработки теста была положена общепсихологическая

концепция, или список социогенных потребностей Г. Мюррея. Выраженность разных

составляющих такого вида мотивации, как "мотив достижения", для студентов 2-го и

4-го курсов позволил выявить следующие тенденции их личностного развития. Если

на младших курсах особенности диагностируемого "мотива достижения"

соответствовали представлению о нем как латентной диспозиции, означающей

склонность субъекта ориентироваться на внешне высокие стандарты достижений, но

учитывающие именно внешние оценки и формальные параметры успеха, то на старших

курсах начинают превалировать внутренне обоснованные оценки и содержательные

ориентиры достижений.

Результаты указанного исследования оказались полезными для разработки косвенных

психологических рекомендаций, помогающих преподавателю высшей школы

ориентироваться в системах личностных отношений студентов к успехам и неудачам.

Но иногда, как это имело место с введением анкеты "преподаватель глазами

студента", психологические данные о восприятии другого человека пытались прямо

связать с административным управлением учебным процессом. По существу,

использовалось в качестве достоверного знания отнюдь не доказанное

предположение, что уровень профессионализма преподавателя проявляется

непосредственно в субъективных оценках студентов. Такого рода социальный

эксперимент, приводивший к изменениям условий профессиональной деятельности

преподавателя, в наиболее примитивной форме реализовывал лозунг "Психология -

высшей школе".

Часто обсуждаемый пример административного регулирования использования

психодиагностических данных - кодирование результатов при тестировании

абитуриентов. Речь идет не о данных предварительных испытаний по

общеобразовательным дисциплинам, а о выявленных с помощью психологических тестов

индивидуальных особенностях, которые могут неправомерно использоваться, например

в качестве неявно учитываемых критериев в отборочном конкурсе. Немаловажным

является здесь и контекст права личности на сохранение конфиденциальной

информации о нем. За рубежом приняты разные подходы к решению проблемы

добровольности участия в психологическом тестировании в рамках высших учебных

заведений. Использование тестов (обучаемости, тестов интеллекта или специальных

способностей) в процедурах принятия решений об отборе лиц на разных ступенях

обучения может быть обосновано содержательно, но вызывать возражения в силу

возможной угрозы "психологической дискриминации", т. е. как нарушение равенства

в праве на образование или на участие в тех или иных социальных программах.

Понятно, что любые юридические или административные положения не могут быть

обоснованы ссылками на сами психодиагностические средства. Создание

психологических служб в вузах в нашей стране ориентировано на принцип не только

добровольности, но и оказания индивидуальной помощи "клиенту", в качестве

которого может выступать как студент, так и преподаватель (см. п. 7.5).

Контрольные вопросы и задание

1. Дайте определение теста в широком и узком смысле этого термина. 2. В чем заключаются преимущества и недостатки индивидуальных и групповых

тестов? 3. Перечислите типы тестов в зависимости от способов предъявления материала и

используемых вспомогательных средств. 4. С какими целями могут использоваться психодиагностические методы в высшей

школе?

6.4. ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Пути и опыт решения психодиагностических задач существенно разнятся в практике

зарубежной и российской высшей школы. Сходным, однако, является сам факт

зависимости использования психодиагностических средств для решения тех или иных

практических задач от общественного мнения и отношения общества к оценке

социальной значимости этих задач, а также применимости психологических оснований

для их решения.

Наиболее ярким примером влияния социальных программ и социально-политических

установок по отношению к использованию психологических данных явилось изменение

отношения к психологическому тестированию и так называемым "компенсаторным

обучающим программам" в вузах США и Западной Европы [Kiihn H., Jungnahel К. -

1980]. Вначале эти программы с воодушевлением принимались в контексте

общественного одобрения более широких задач социальной помощи. Их применение при

тестировании абитуриентов в высших учебных заведениях позволяло, в частности,

претендовать на высшее образование людям, не имевшим возможности получить

достойную подготовку в средней школе. В зависимости от выявленных индивидуальных

уровней владения знаниями в той или иной области строились индивидуальные планы

обучения, позволявшие опираться на имеющиеся заделы и компенсировать выявленные

недостатки в индивидуальных системах знаний. Роль психолога была существенной на

этапах составления