Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

информацию о биографии человека, его

переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, степени уверенности в себе,

удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся

простоте использование этого метода в обследованиях разного рода требует особого

искусства вербального общения, умения расположить собеседника к разговору,

знания того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности

респондента и т.д. Наиболее распространенным методом проведения беседы является

интервью. Различают две его основные формы: структурированную

(стандартизованную) и неструктурированную. Первая предусматривает наличие

заранее разработанной схемы опроса, включающей общий план беседы,

последовательность вопросов, варианты возможных ответов, достаточно жесткую их

интерпретацию (стойкую стратегию и тактику).

Интервью может быть и полустандартизованным (стойкая стратегия и более свободная

тактика). Эта форма характеризуется тем, что ход интервью складывается спонтанно

и определяется оперативными решениями интервьюера, имеющего общую программу, но

без детализации вопросов.

Что касается областей применения опроса, то они обширны. Так, интервью часто

используется для изучения особенностей личности как в качестве основного, так и

в качестве дополнительного метода. В последнем случае оно служит для проведения

либо разведывательного этапа, например для уточнения программы, методов

исследования и т.д., либо для проверки и углубления информации, получаемой с

помощью анкетирования и других методик. В практических целях интервью

применяется при приеме в учебное заведение или на работу, при решении вопросов о

перемещении и расстановке кадров, продвижении по службе и т.д.

Кроме обсуждавшегося выше диагностического интервью, направленного на изучение

особенностей личности, существует так называемое клиническое интервью,

предназначенное для проведения терапевтической работы, помогающее человеку

осознать свои переживания, страхи, тревоги, скрытые мотивы поведения.

И последняя группа малоформализованных методов представляет собой анализ

продуктов деятельности. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия

труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы,

личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и

т.д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников

является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий

выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.

К второй группе, высокоформализованным психодиагностическим методикам, относятся

тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики.

Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры

обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и

интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев

оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидностъ. При этом каждую из

перечисленных четырех групп методик характеризуют определенное содержание,

степень объективности, надежности и валидности, формы предъявления, способы

обработки и т.д.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении испытания,

относятся унификация инструкций, способов их предъявления (вплоть до скорости и

манеры чтения инструкций), бланков, предметов или аппаратуры, используемых при

обследовании, условий проведения испытания, способов регистрации и оценки

результатов. Диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ни один

испытуемый не имел преимуществ перед другими (нельзя давать индивидуальных

пояснений, изменять время, отведенное на обследование, и т.д.).

Все высокоформализованные методики будут подробно рассмотрены ниже.

Контрольные вопросы и задание

1. Какие психодиагностические методики называются малоформализованными и почему? 2. Приведите примеры малоформализованных диагностических методик и объясните,

почему они не могут быть полностью вытеснены высокоформализованными. 3. Каким требованиям должны удовлетворять высокоформализованные

психодиагностические методики?

6.3. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

В психологической литературе сложились разные подходы к определению

психологической диагностики как специального метода, отличающегося особым типом

отношения к психологической реальности, целям и способам вывода. В самом широком

смысле под этим термином понимают любые виды психологического тестирования, где

слово "тест" означает только то, что человек прошел какое-то испытание,

проверку, а психолог на основании этого может сделать заключение о его

психологических особенностях (познавательные сферы, способности, личностные

свойства). Способы организации таких "испытаний" могут опираться на все

многообразие имеющегося методического арсенала психологии. В любой методике,

используемой в качестве диагностического средства, предполагается наличие

некоторого "стимульного материала" или системы неявных для "тестируемого"

субъекта (испытуемого) побудительных условий, в рамках которых он будет

реализовывать те или иные формы поведенческой, вербальной или иным образом

представленной активности, обязательно фиксируемой в тех или иных показателях.

В более узком смысле под тестами понимают не всякие психологические испытания, а

только те, процедуры которых достаточно сильно стандартизованы, т.е. испытуемые

находятся в определенных и одинаковых для всех