Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

закономерности развития исследуемой психологической реальности.

Второй источник - психометрика, или психологическое шкалирование

(психологическое измерение). Это направление развивалось как в недрах

экспериментальной психологии, так и в ходе развития современных статистических

процедур при обосновании психодиагностических методов как измерительных

инструментов. Психологическое измерение как область психологических исследований

имеет и самостоятельную цель - построение и обоснование метрики психологических

шкал, посредством которых могут быть упорядочены "психологические объекты".

Распределения некоторых психических свойств в рамках той или иной выборки людей

- один из примеров таких "объектов". Специфика, которую приобрели измерительные

процедуры в рамках решения психодиагностических задач, может быть кратко сведена

к попытке выражения свойств одного субъекта через их соотнесение со свойствами

других людей. Итак, особенности использования психометрики в такой области, как

психодиагностика, - это построение измерительных шкал на основе сравнения людей

между собой; указание точки на такой шкале - это фиксация позиции одного

субъекта по отношению к другим в соответствии с количественной выраженностью

психологического свойства.

Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи

обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких

обследований как психодиагностической практики тесно связаны с более широким

пониманием задач психологического тестирования.

В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом

диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому

специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение об

его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться

рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не

только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим

обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност

может строить кор-рекционно-развивающую, консультационную или

психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает

практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается дифференциальная психология от общей? 2. Укажите два разных способа задания понятия "психологическое свойство". 3. На какие вопросы необходимо дать ответ при постановке психологического

диагноза? 4. Перечислите характеристики, существенные для описания психологической

выборки. 5. Что такое психометрика?

6.2. МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В психодиагностике принято различать методики по степени их формализованности -

по этому признаку можно выделить две группы методов: малоформализованные и

высокоформализованные. К первой относятся наблюдения, беседы, анализ

разнообразных продуктов деятельности. Эти приемы позволяют фиксировать некоторые

внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие

особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например

переживания, чувства, некоторые личностные особенности и др. Использование

малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку

зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Специалист должен опираться на свои знания о психологии человека, практический

опыт, интуицию. Проведение подобных обследований часто представляет собой

длительный и трудоемкий процесс. Учитывая эти особенности малоформализованных

методик, желательно применять их в комплексе с методиками

высокоформализованными, позволяющими получать результаты, в меньшей степени

зависящие от личности самого экспериментатора.

Стремясь повысить надежность и объективность получаемых данных, психологи

пытались использовать разные приемы, например, применяли специальные схемы

проведения обследований и обработки данных, подробно описывали психологический

смысл тех или иных реакций или высказываний испытуемого и т.д.

Так, известный русский психолог М.Я. Басов, еще в 20-е годы разработал принципы

построения работы по наблюдению за поведением детей. Во-первых, это максимально

возможная фиксация объективных внешних проявлений; во-вторых, наблюдение

непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; в-третьих, избирательность

записи, предусматривающей регистрацию только тех показателей, которые важны для

конкретной задачи, поставленной экспериментатором. М. Я. Басов предлагает

подробную схему проведения наблюдений, в которой реализованы сформулированные им

принципы.

В качестве примера попытки упорядочить работу с малоформализованными методами

можно назвать карту наблюдений Д. Стотта, которая позволяет фиксировать разные

формы школьной дезадаптации, включая такие ее проявления, как депрессия,

тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, невротические

симптомы и т.д. [Рабочая... - 1991. - С. 168-178]. Однако и в случаях, когда

есть хорошо разработанные схемы наблюдения, наиболее сложным этапом остается

интерпретация данных, требующая специальной обученности экспериментатора,

большого опыта проведения подобного рода испытаний, высокой профессиональной

компетентности, психологического чутья.

Еще одним методом из класса малоформализованных методик является метод беседы

или опроса. Он позволяет получить обширную