Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

успешного

применения ТСО в лекционной работе запомнились вам после первого прочтения? 4. Как можно создать хорошую атмосферу для отдыха перед началом лекций или в

перерывах между ними? 5. С чего целесообразно начать применение компьютеров в читаемом вами курсе? 6. Будете ли вы использовать возможности Интернета для совершенствования

педагогической и научной деятельности?

Глава 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

6.1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Индивидуальные различия между людьми, или межиндивидуальная вариативность в

выраженности определенных психологических свойств, - наиболее широкое

представление о предмете дифференциальной психологии. "Психодиагностика -

область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения

индивидуально-психологических особенностей личности" [Психология... - 1990. - С.

136]. К таким особенностям относятся самые разнообразные качества и свойства

психики конкретного человека. Психологическое понимание того, что выступает как

"свойство", базируется обычно на том или ином теоретическом подходе, а

эмпирически наблюдаемые или предполагаемые различия между людьми на

теоретическом уровне их анализа описываются с помощью психологических

конструктов. Но иногда исследователи оставляют открытым вопрос о теоретическом

понимании свойств как психологических отличий, давая им операционалистскую

трактовку, что выражается, например, в таком понимании интеллекта: "...интеллект

- это то, что измеряют тесты". Описание диагностируемых различий между людьми

учитывает как бы двухуровневую представленность психологических свойств: 1)

отличия на уровне диагностируемых "признаков", данных в виде тех или иных

фиксируемых психологом показателей, и 2) отличия на уровне "латентных

переменных", описываемых уже не показателями, а психологическими конструктами,

т. е. на уровне предполагаемых скрытых и более глубинных оснований, определяющих

различия в признаках.

Дифференциальная психология, в отличие от общей психологии, не ставит задачей

поиск общих закономерностей функционирования тех или иных сфер психической

реальности. Но она использует общепсихологические знания в теоретических

реконструкциях диагностируемых свойств и в методических подходах, позволяющих

обосновывать взаимосвязи в переходах между указанными двумя уровнями их

представленности. Задачей дифференциальной психологии можно назвать выявление

(качественную идентификацию) и измерение отличий в познавательной или личностной

сфере, характеризующих индивидуальные особенности людей. В

связи с этим возникают вопросы: 1) что диагностируется, т.е. к диагностике каких

психологических свойств имеет отношение конкретная психодиагностическая

методика? 2) каким образом осуществляется диагностика, т. е. как решается задача

сопоставления эмпирически выявляемых показателей ("признаков") и предполагаемого

скрытого глубинного основания отличий? В контексте постановки психологического

диагноза возникает обычно и третий вопрос: каковы схемы размышлений психолога,

на основании которых он переходит от выявления отдельных свойств к целостному

описанию психологических "симптомокомплексов" или "индивидуальных профилей"?

Различают теоретические и практические области разработки проблем

психодиагностики. Теоретическая работа здесь направлена на обоснование

психодиагностических методов как способов выявления межиндивидуальных различий

или описания интраиндивидуальных структур и их объяснение в рамках

психологических понятий (или психологических конструктов). Обоснование

взаимосвязей между эмпирически фиксируемыми переменными (т. е. полученными путем

наблюдения, опроса, использования самоотчетов и т.д.) и латентными переменными,

т. е. предполагаемыми глубинными основаниями различий в структурах или

выраженности психических свойств, включает обращение как к психологическим

теориям, так и к статистическим моделям. В этих моделях "признаки" выступают в

качестве выборочных значений переменной, а предполагаемая статистическая модель

отражает характер распределения признаков (нормальное распределение или какое-то

иное).

При разработке психодиагностической методики понятие выборки имеет другой, не

статистический смысл. Оно подразумевает, что исследователем была выбрана группа

людей, показатели которых легли в основу построения измерительной шкалы; другое

название этой группы - нормативная выборка. Обычно указывается возраст людей,

пол, образовательный ценз и прочие внешние характеристики, по которым одна

выборка может отличаться от другой.

Преимущественно качественное или количественное описание выявляемых

индивидуальных различий означает разную степень ориентировки психологов на один

из двух источников при разработке психодиагностических процедур. Первый источник

- это обоснование путей постановки психологического диагноза с использованием

клинического метода (в психиатрии, в медицинской детской психологии). Для него

характерны: 1) использование представлений об эмпирически выявляемом свойстве

как внешнем "симптоме", требующем вскрытия стоящей за ним "причины"; 2) анализ

взаимосвязей между различными симптомами, т.е. поиск симпто-мокомплексов,

охватывающих разные структуры латентных переменных; 3) использование

теоретических моделей, объясняющих типологические различия между группами людей,

т. е. эмпирически выявленные типы связей между психическими особенностями (будь

то особенности интеллектуального развития или личностной сферы), а также

постулирующих