Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

обращаться к выбору тем

обучения, к базам данных или базам знаний, советует, что и как нужно делать,

чтобы усвоение материала проходило эффективнее. При выработке таких рекомендаций

система может (и должна) учитывать индивидуальные особенности познавательной

деятельности учащегося, для чего в систему включается диагностическая программа,

позволяющая принимать хотя и простые, но достаточно обоснованные решения.

Подобная система (КОНУС) предложена и разработана Ю. И.Лобановым

[Компьютерные... - 1993]. Системы с такими возможностями могут содержать

элементы искусственного интеллекта.

Интеллектуальные системы обучения оперируют не данными, а знаниями. Наиболее

популярными при этом являются приемы организации деятельности учащегося,

характерные для экспертных систем, когда по требованию учащегося в любой момент

обучения система сообщает, почему принимается то или иное решение. Идеи

искусственного интеллекта все шире проникают в организацию АСО. Чаще всего такие

системы строятся на основе представления знаний в виде правил продукций

(вывода), множество которых заранее закладывается в систему. Каждое действие

основано на анализе заданных условий и реализуется как следствие

соответствующего правила вывода из этих условий. Иногда соответствующие условия

задаются с некоторой степенью вероятности их выполнения.

Процесс обучения при работе с экспертной системой напоминает диалог учащегося с

преподавателем-консультантом, который гибко реагирует на все действия учащегося,

дает уместные в данной учебной ситуации советы и рекомендации по изучению

материала, устанавливает причины ошибок учащегося при ответах на вопросы и

вырабатывает рекомендации, позволяющие исправлять ошибки. По требованию

учащегося экспертная система может давать объяснение, почему рекомендуется

принимать такие решения.

Примером отечественной интеллектуальной системы может служить обучающая система

"Интелтьютор", разработанная под руководством В. А. Гудковского [Компьютерные...

- 1993]. Известно много зарубежных экспертных систем обучения, идет интенсивная

работа по их совершенствованию. Много материалов по этим системам публикуется в

Интернете.

В силу того что подобные системы сложны, стоимость их пока достаточно высока.

Основная трудность после создания системы состоит в заполнении программной

оболочки АСО экспертными (предметными и дидактическими) знаниями. Обычно для

этой цели привлекается специалист, хорошо знающий систему и умеющий

преобразовать знания, которыми нужно заполнить систему, в форму, адекватную

требованиям и возможностям экспертной системы. Этот специалист именуется

инженером по знаниям.

Отдельные элементы, свойственные системам искусственного интеллекта, можно

наблюдать и в организации учебной деятельности, задаваемой более простыми

системами, где обучение сопряжено лишь с некоторыми ограничениями в свободе

выбора самим учащимся способа действий при обучении и происходит по адаптивной

программе, которая автоматически подстраивается к учебным возможностям

учащегося. Организация обучения здесь может быть гибкой, учитывающей некоторые

психологические особенности учащегося. Это проявляется: а) в зависимости

характера выдаваемых заданий от текущей успешности обучения; б) в выработке

"тонких" критериев для оценки работы учащегося, адекватно отражающих особенности

его познавательной деятельности; в) в разнообразии деталей диалога (выдача

звуковых реплик, музыкальная реакция на ответы, сопровождение ответов рисунками,

использование мультипликации и т.п.); г) в предоставлении учащемуся права выбора

из меню наиболее подходящих для него способов действий. Машина может также

предлагать учащемуся продолжать выполнение упражнений для лучшего закрепления

материала или продвинуться дальше и даже выдать совет по этому поводу,

основанный на анализе предшествующих действий учащегося. Потенциальные элементы

адаптации АСО заложены в широком применении гиперссылок, таких же, какие

используются в Интернет-сети Wide World Web. Это создает возможность

пользователям гибко и удобно оперировать учебным материалом.

Адаптивные АСО, действие которых основано на использовании системы гиперссылок

(гиперсреды или, более широко, гипермедиа), за последние годы привлекают большое

внимание исследователей и разработчиков; много таких систем реализовано на

практике [Brusilovsky P. - 1996]. В них используется модель студента и

взаимодействующая с ней система гиперссылок. Организуется адаптивная программа

работы студента, когда маршрут движения (навигация) по гиперссылкам и/или

предлагаемый студенту учебный материал автоматически приспосабливаются к

особенностям текущих учебных действий студента, которые постоянно регистрируются

в ходе обучения. Имеется термин для наименования таких систем: адаптивные

гипермедиа системы.

Особое место в обучении занимают специализированные тренажеры, предназначенные

для приобретения профессиональных навыков управления различными устройствами и

сложными машинами. Как правило, базой их является компьютерная программа, подчас

очень сложная и дорогая. Значимость тренажеров постоянно возрастает в связи с

усложнением машин и устройств, а также ростом опасности ошибок, совершаемых

человеком в управлении этими машинами. (Кроме того, тренажеры позволяют

отрабатывать действия по управлению в аварийных или нештатных ситуациях.

Подготовка таких специалистов, как летчики, штурманы, операторы крупных

энергоустановок (в том числе больших электростанций), космонавтов и др., никогда