Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

много функций в педагогическом процессе:

оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую,

корректирующую, воспитательную и др. Процесс контроля - одна из наиболее

трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми

психологическими ситуациями как для учащегося, так и для преподавателя.

Назначение и способы использования технических средств контроля (ТСК) можно

уяснить, если сопоставить, с одной стороны, возможности ТСК, а с другой -

требования учебного процесса.

До широкого распространения компьютерной техники для контроля использовались

разнообразные приспособления и машины. Внедрение компьютеров в вузовскую

практику привело к тому, что сейчас сохранились только простейшие

приспособления. Все остальные почти полностью вытеснены компьютерными

средствами, поскольку последние несравненно более гибки и удобны в работе.

Действие приспособлений для некомпьютерных ТСК основано на сравнении кодов,

заранее установленных в приспособлении, с теми кодами, которые вводит учащийся

при ответах на контрольные вопросы (или задачи). Результат каждого такого

сравнения выдается в двоичной форме: "да - нет", "верно - неверно". Затем по

заранее заданному соотношению верных и неверных ответов фиксируется общий итог.

С внедрением в педагогическую практику вычислительной техники возможности ТСК

значительно расширились, хотя радикально новых принципов здесь пока не открыто.

Главная проблема любых (в том числе компьютерных) технических средств контроля -

невозможность анализа смыслового содержания ответов учащихся на поставленные

вопросы, когда ответы вводятся на естественном языке. При этом имеются в виду не

уникальные возможности сложных интеллектуальных компьютерных программ, а те, на

которые можно реально рассчитывать в условиях вузовской практики и с учетом

того, что педагогический контроль - одна из массовых и часто выполняемых

педагогических процедур.

Наибольшее распространение получил выборочный ответ, или ответ с множественным

выбором. Оставляя в стороне вопрос о педагогичности такого контроля (об этом

несколько подробнее ниже), отметим следующее:

а) такой способ проверки пригоден и возможен не для любого учебного материала;

наиболее удобно его использовать для проверки легко формализуемых знаний; б) этот способ накладывает существенные ограничения на форму постановки вопроса

и, главное, требует создания достаточно продуманной в дидактическом и смысловом

отношении группы возможных вариантов ответов; задача эта довольно сложная и

весьма трудоемкая; в) при выдаче ответа на поставленный вопрос учащийся не создает свой вариант, а

производит сравнение предложенных вариантов ответов и выбирает из них тот,

который ему представляется правильным. Это накладывает свой отпечаток на

характер мыслительной деятельности при формировании ответа. Считать такую

мыслительную деятельность второсортной нельзя, но чтобы она носила не

тривиальный, а, по возможности, творческий характер, необходимо тщательно

продумать серию предлагаемых вариантов ответов.

Чтобы установить, когда для контроля целесообразно привлекать ТСК, следует

рассмотреть виды контроля, сложившиеся в вузовском педагогическом процессе. Чаще

всего различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический,

рубежный, экзаменационный (итоговый), выпускной. Этот перечень следует дополнить

контролем при самообучении (самоконтролем) - операцией, без которой усвоение

знаний не происходит. В педагогической литературе иногда встречаются и другие

классификации видов контроля.

Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний, т.

е. начального состояния объекта управления. Однако в реальной практике

предварительному контролю почти не уделяется внимание. Объясняется это двумя

причинами: его трудно организовать в силу дефицита времени и, кроме того,

полученные результаты не удается использовать в полной мере в силу группового

характера обучения. Поэтому на практике чаще всего априори полагают, что все

предусмотренные учебным планом предшествующие дисциплины усвоены учащимся хотя

бы в той степени, которая требуется для понимания вновь изучаемого предмета.

Конечно, такой контроль иногда можно осуществить с помощью ТСК. Чаще всего это

тестовый контроль, при котором все учащиеся отвечают на один и тот же выверенный

и тщательно отобранный набор вопросов. В силу ограничений выборочного ответа, а

также в связи с тем, что перечень вопросов нельзя считать закрытым, этот

контроль трудно назвать глубоким. Также обычно неглубоким является и текущий

(или оперативный) контроль.

Текущий контроль используется обычно для проверки готовности к лабораторным

работам, семинарским и практическим занятиям. Для этого вида контроля до сих пор

применяют простейшие ТСК, поскольку они позволяют быстро производить текущий

контроль с необходимой частотой, без больших затрат учебного времени. Обычно в

них предусматривается возможность изменения набора тестовых заданий. Простейшие

приспособления могут использоваться для тематического или рубежного контроля

лишь в исключительных случаях. Для этих целей сейчас применяют только

компьютеры, равно как (при достаточном оснащении вуза компьютерной техникой) и

для всех других видов контроля.

Компьютерный контроль обладает универсальностью и имеет ряд важных отличительных

особенностей. Они определяются той программой, которая создана для этой цели.

Главная трудность в создании компьютерных программ контроля состоит в выходе за