Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

получают игровые методы обучения

(учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного

моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с

принципами проблемности и совместной деятельности), методы тренинга (активного

социально-психологического воздействия в процессе обучения), методы интенсивного

изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения).

Иногда ряд перечисленных выше методов объединяют в группу с условным названием

активные методы обучения, подразумевая предполагаемое ими более активное участие

обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия (см. п. 5.4).

Получившие интенсивное развитие в 60-х годах методы программированного обучения

с жестким пошаговым контролем действий учащегося уступили свое место гораздо

более гибким и эффективным методам компьютеризованного обучения, основанного на

использовании автоматизированных систем обучения (АСУ) (см. п. 5.5).

Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в практике высшей

школы с трудом поддаются выделению и классификации, ибо воспитание должно быть

органически включено в процесс обучения. К ним можно отнести метод личного

примера в поведении преподавателя, метод доверительного межличностного общения,

проведение мероприятий за рамками учебного плана (культурные мероприятия,

социально значимые акты, участие в общественной жизни и т.п.). Иногда в

самостоятельные методы выделяют элементы, присутствующие в любом воспитательном

воздействии: поощрение, наказание, приучение к чему-то (культивирование чего-то)

и др. [Бордовская Н. В., Реан А.А. - 2000].

Контрольные вопрос и задание

1. Какие критерии положены в основу различных классификаций методов обучения? 2. Опираясь на собственный опыт, дополните приведенный выше перечень методов

воспитания, пригодных для использования в высшей школе.

5.4. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют

установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность

так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную

роль. Близкое содержание вкладывается в понятия "активное социально- психологическое обучение" [Емельянов Ю.Н. - 1985], "инновационное обучение",

"интенсивные методы обучения" [Основы... - 1986]. Называние этих методов

активными не совсем корректно и весьма условно, поскольку пассивных методов

обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную

степень активности со стороны субъекта, и без нее обучение вообще невозможно. Но

степень этой активности действительно неодинакова (т.е. гораздо выше при

использовании активных методов). Г. П. Щедровицкий называет активными методами

обучения и воспитания те, которые позволяют "учащимся в более короткие сроки и с

меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями" за счет

сознательного "воспитания способностей учащегося" и сознательного "формирования

у них необходимых деятелъностей" [Щедровицкий Г. и др. - 1993].

Можно выделить следующие основные пути повышения активности обучаемого

(правильнее сказать "учащегося", т. е. активно учащего себя) и эффективности

всего учебного процесса:

1) усилить учебную мотивацию учащегося за счет: а) внутренних и б) внешних

мотивов (мотивов-стимулов); 2) создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации

(например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А.

Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А.

Сухомлинскому); 3) дать учащемуся новые и более эффективные средства для реализации своих

установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями; 4) обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его

содержанию [Основы... - 1986]; 5) интенсифицировать умственную работу учащегося за счет более рационального

использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с

учителем и учеников между собой; 6) обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе

его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания; 7) полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности

учащихся.

В конкретных вариантах активных методов обучения акцент делается на одном или

нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, но ни

один из известных методов не может в равной степени использовать все приемы.

Дискуссионные методы

Методы эти известны с древности и были особенно популярны в средние века (диспут

как форма поиска истины). Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций,

преднамеренного заострения и даже преувеличения противоречий в обсуждаемом

содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных

формах обучения, включая лекции. В лекциях-дискуссиях обычно выступают два

преподавателя, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему, или

один преподаватель, обладающий артистическим даром перевоплощения (в этом случае

иногда используются маски, приемы изменения голоса и т.п.). Но чаще дискутируют

не преподаватели между собой, а преподаватели и учащиеся или учащиеся друг с

другом. В последнем случае желательно, чтобы участники дискуссии представляли

определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы

формирования ценностно-ориентационного единства,