Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

лекций.

1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные,

развивающие.

2. По научному уровню: академические и популярные.

3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие,

установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным

элементом наглядности).

4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух

преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные (см. п. 5.4), лекции- конференции [Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. - 1999; Бордовская Н.В., Реан А.А.

- 2000].

Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, то

практические занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на

выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к

практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает

предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими

разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к

семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной

высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.

Собственно семинары и другие практические занятия выполняют несколько важных

функций, которые невозможно реализовать в лекционной форме работы:

1) текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение

работать с первоисточниками, составлять конспекты и пр.; 2) овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными

докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения; 3) обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; 4) выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов,

возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ,

синтез, обобщение, абстрагирование и др.); 5) выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно

сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже

коррекции.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более

узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами

профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или

практики.

В Лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических

знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной

степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь

играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей

профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной

практики на конкретных рабочих постах. Особую роль здесь могут сыграть научно- учебно-производственные комплексы (см. п. 1.3.1).

Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является

оптимизация самостоятельной работы студентов, которая варьируется по объему от

100 % при обучении экстерном до примерно 50 % в очной форме обучения. Лучшая

организация такой работы и, главное, улучшение ее материально-технической базы

(обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет и т.п.) позволяют

решить несколько важнейших задач. Во-первых, студенты получают возможность

черпать знания из новейших источников (материалы лекций и методических

разработок отстают, как правило, на несколько лет). Во-вторых, они приобретают

навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного

процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому

образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.

Наконец, самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых

индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность

распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и

др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря

самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей

информации и др.

Контрольные вопрос и задание

1. Перечислите известные вам организационные формы обучения. 2. В чем преимущества и недостатки лекционной формы работы по сравнению с

практическими и семинарскими занятиями?

5.3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы

преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.),

методыучения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и

первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное

исследование и др.) и методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет,

экзамен, защита проекта и др.) [Низамов Р. А. - 1975; Харламов И.Ф. - 1990 и

др.].

По источникам и способам передачи информации выделяют словесные, наглядные и

практические методы. В зависимости от характера дидактических задач выделяют

методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков (см. метод

планомерного формирования умственных действий и понятий, описанный и

проанализированный в п. 2.3); методы формирования творческой деятельности;

методы контроля знаний, умений и навыков [Педагогика. - 1988]. В соответствии с

характером познавательной деятельности учащихся выделяют объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические (частично поисковые) и

исследовательские методы [Лернер И. Я. - 1980; Скаткин М. Н. - 1984, и др.].

В последнее время все большее распространение