Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

задач по сравнению с тем, как они могли ставиться и решаться в

тоталитарном обществе.

3. Третий уровень - собственно профессиональные задачи; он является самым

большим по объему и разнообразию решаемых задач. В самом общем виде эти задачи

могут быть разделены практически для любой специальности на три типа:

исследовательские задачи (требуют умения планировать и проводить

исследовательскую работу именно в данной области знания или сфере деятельности);

практические задачи (направленные на получение конкретного результата -

построить завод, издать книгу, вылечить больного и т.п.); педагогические задачи

(преподаваниесоответствующего предмета в учебном заведении или в условиях

производственного обучения).

Каждый из типов задач третьего уровня требует для своего описания специфических

профессиональных знаний, которых нет у педагога или психолога. Для добывания

этих знаний используется или экспертный метод, когда перечень профессиональных

задач составляют специалисты в данной области, а психолог или педагог

формулирует экспертам систему требований к такому описанию, или метод

включенного наблюдения, когда психолог или педагог приобретает (или уже имеет)

вторую специальность и составляет перечень профессиональных задач, рефлексируя

свою собственную деятельность в новом качестве.

На основе анализа всех типов задач и исключения повторяющихся элементов строят

модель деятельности специалиста. Но если готовить студентов, ориентируясь на эту

модель, то ко времени окончания ими вуза модель в значительной степени устареет.

Возникает необходимость в очень сложной работе по выявлению тенденций в

изменении характера задач и построении прогностической модели деятельности

специалиста. Это может потребовать специальных исследований с участием

высококвалифицированных специалистов. Но только на основе прогностической модели

можно смело приступать к разработке модели подготовки специалиста. Последняя в

окончательном виде включает в себя учебный план (в нем указаны перечень

предметов, объем часов, формы отчетности, тип занятий и др.) и развернутые

программы отдельных предметов.

На пути к такой окончательной модели подготовки специалиста необходимо пройти

самый сложный этап содержательного анализа программ, запланированных к

преподаванию дисциплин и предлагаемых методов обучения. Дело в том, что модель

специалиста представляет собой набор финальных, "выходных" целей вузовского

образования, которые всегда имеют комплексный характер. Но есть еще

промежуточные, или вспомогательные, цели, которые и выступают на первый план при

формулировании предметных целей. Отдельные предметы вносят неодинаковый вклад в

конечные цели, а некоторые предметы могут вообще не иметь выхода на них.

Необходимо построить целостную систему конечных и промежуточных целей - от

модели специалиста до частных целей отдельных тем. Из этой системы и выводится

набор предметов, подлежащих изучению при подготовке профессионала по той или

иной специальности.

При определении программного содержания курсов и методов их преподавания

необходимо учесть еще один важный фактор. В каждом знании или умении, которые

необходимо сформировать у студента для успешного решения задачи промежуточного

уровня, есть, как минимум, три слоя, три относительно независимых компонента:

предметный, логический и психологический. Так, при решении задачи на определение

химического состава вещества необходимо знать признаки идентифицируемого

вещества (предметное знание); уметь решать задачу распознания объекта, имеющего

конкретную логическую структуру признаков (логический компонент знания); уметь

спланировать и реализовать деятельность, следить за ходом ее выполнения, при

необходимости корректировать деятельность и зафиксировать достижение

запланированного результата (психологический компонент знания, состоящий в

умении искать информацию, запоминать ее, вовремя актуализировать, сличать

поступающую информацию с той, которая хранится в памяти, и т.п.).

Второй и третий слои (логический и психологический компоненты) знаний и умений

можно назвать неспецифическим для данного предмета знанием. Развитию его, как

правило, не уделяется достаточно внимания при решении предметных задач. Но любая

предметная задача не может быть успешно решена без владения неспецифическими

знаниями и умениями. Как показали специальные исследования, юристы или

математики часто делают ошибки при решении юридических или математических задач

не из-за плохого владения предметом, а из-за грубых логических ошибок (делают

общий вывод из частных посылок просто потому, что он представляется более

правдоподобным, чем тот, который следует сделать по законам логики, или плохо

различают категории необходимого и достаточного и т.п.). Поэтому при построении

программы изучения предметов необходимо добиться максимальной вариации не только

предметного материала, но и логических приемов мышления и требований к

психологическому обеспечению деятельности.

В работе П.Я. Гальперина и В.Л.Даниловой [1980] было обнаружено, что так

называемые задачи на смекалку чаще всего не решаются из-за того, что испытуемые

плохо усваивают содержание задачи. Некоторые условия в процессе решения задачи

забываются или искажаются; выдвинутые догадки (гипотезы) проверяются не до

конца; другие гипотезы даже не начинают проверяться и т.п. При направленном

обучении, обеспечивающем грамотную организацию собственной мыслительной

деятельности, достигается почти стопроцентная успешность решения этих задач,