Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

для своего решения продуктивного мышления; задачи на продуктивное

мышление, с порождением на его основе письменного или устного высказывания.

Автор пытается доказать, что предлагаемая типология исчерпывает все типы задач,

встречающихся в современных учебниках.

Наиболее полно разработанной, операционализированной и проявившей свою

плодотворность в системе высшего образования следует признать схему построения и

реализации педагогических целей, раскрытую в цикле работ, выполненных под

руководством Н.Ф.Талызиной. Главным достоинством развиваемого ею подхода

является преемственность целей разных уровней, обеспечивающая их синтез в

целостную систему, и изначальная прямая связь целей с содержанием обучения. Это

достигается за счет синтетического описания целей и содержания обучения на языке

задач, которые должен уметь решать учащийся (студент), прошедший курс обучения.

Теоретической основой этого подхода являются психологическая теория деятельности

и метод планомерного формирования умственных действий и понятий (см. гл. 2).

Знания понимаются именно как момент движения деятельности, ее отправная точка и

результат. Характеристики и свойства знания определяются характером и свойствами

той деятельности, в ходе которой они сформировались и которую они могут

ориентировать. Соответственно, и сами когнитивные образования должны описываться

через деятельность, на языке предметной деятельности. А той структурной

составляющей самой деятельности, которая образует замкнутый цикл

функционирования знания, является задача (цель, заданная в определенных

условиях). Решая задачу, человек обнаруживает достоинства и недостатки своих

знаний, умений, навыков, а решив новую задачу, он обогащает свои знания,

приобретает новые умения и навыки.

Отсюда вытекает возможность использовать задачи одновременно как инструмент

диагностики и инструмент формирования нового знания. Таким образом, изначально

обеспечивается сформулированное выше требование диагностичности задаваемых целей

обучения. Следующий шаг исследователя должен состоять в анализе (препарировании)

задач, позволяющем выделить те их характеристики или компоненты, которые, прежде

всего, определяют качество знания, требуемого для их решения, и качество знания,

формирующегося при успешном решении новой задачи. Это вопрос не столько

теоретического анализа, сколько конкретных эмпирических исследований на больших

выборках испытуемых. Такая работа была проведена в школе П.Я.Гальперина в рамках

многочисленных исследований по экспериментальному формированию умственных

действий и понятий.

Отправной точкой для построения системы педагогических целей применительно к

высшему образованию служит модель (профиль) специалиста. Сама по себе модель

специалиста не является психолого-педагогическим конструктом. В основе ее

содержания лежит, как правило, квалификационная характеристика, в которой

фиксируется система требований к работнику, занимающему данный рабочий пост в

системе общественного производства. В ней, в частности, описывается назначение

данного рабочего поста, основной характер деятельности работника, перечисляется,

что он должен знать, уметь, какими личными качествами обладать. Модель

специалиста становится инструментом решения психолого-педагогических задач,

когда на ее основе строится модель подготовки будущего специалиста, в которой

осуществляется проекция требований к специалисту на требования к организации

учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения и

т.д.

Согласно Н.Ф.Талызиной, первым шагом перехода от модели специалиста к модели его

подготовки служит выделение и полное описание типовых задач, которые он должен

будет решать в своей будущей профессиональной деятельности. Типовые задачи

выстраиваются в иерархию, которая одновременно является иерархией целей высшего

образования.

1. Верхнюю ступень в этой иерархии занимают задачи, которые должны уметь решать

все специалисты, независимо от конкретной профессии или страны проживания. Они

определяются характером данной исторической эпохи и могут быть условно названы

задачами века. В наше время к числу таких задач можно отнести: экологические

задачи (минимизация негативных воздействий на природу производственной и иной

деятельности людей и т.д.); задачи непрерывного послевузовского образования

(эффективный поиск, анализ и хранение информации, приложение ее к решению

профессиональных проблем и т.д.); задачи, вытекающие из коллективного характера

большинства видов современной деятельности (налаживание контактов с другими

членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности, учет

"человеческого фактора" при прогнозировании результатов работы и т.д.).

2. Второй уровень образуют задачи, специфичные для данной страны. В нашей стране

сейчас особенно актуальны задачи, связанные с развитием рыночных отношений

(экономическое обоснование проектов, проведение маркетинга, поиск надежных

партнеров и финансовых источников, рекламирование товаров и услуг, выход на

зарубежный рынок и т.п.). Другой по важности слой задач связан с проблемами

межнациональных отношений (учет национальных традиций и обычаев, чуткое

отношение к национальным чувствам, адекватное реагирование на любые проявления

национализма и шовинизма). Наконец, современный специалист должен уметь решать

производственные, управленческие и экономические задачи в условиях демократии,

гласности, открытости и религиозной терпимости. Эти новые условия часто меняют

сам характер