Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение

специальным эвристическим приемам решения задач различного типа [Ильясов И. И. -

1992; Соколов В. Н. - 1995, и др.].

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с

преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации,

когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В

этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или

производственную проблему, что обогащает и усиливает "пул" мотивов, побуждающих

творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации,

социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и

формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность

преподавателя в совместную деятельность со студентом. (Систематические

исследования совместной продуктивной деятельности см. в работах В.Я.Ляудис

[Формирование... - 1989] и др.)

13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, - всячески поощрять стремление

человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое "Я" и

действовать в соответствии с его "советами". Для этого на всех этапах обучения

преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика,

но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую

ценность каждой живой личности.

Контрольные вопросы

1. Какие из рекомендаций по развитию творческого мышления в обучении

представляются вам наиболее трудными для реализации? 2. Согласны ли вы с Я. Корчаком, что запрещение ребенку рискованно вести себя

негативно сказывается на его личностном развитии? 3. Используете ли вы в своей преподавательской работе задачи открытого типа?

Глава 5. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

5.1. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической

деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор

содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или

иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос "как учить?"; строя

содержание учебного плана, учебного предмета или отдельного занятия, мы отвечаем

на вопрос "чему учить?". Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос

"для чего учить?"; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные,

этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных

знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п. [Талызина Н. Ф. и др. -

1987].

В реальной педагогической практике цели часто вообще не рефлексируются и не

описываются. В других случаях указываются цели слишком общие и неопределенные -

обеспечить фундаментальную подготовку в такой-то области, научить творчески

применять знания на практике и т.п. Но чаще всего описание целей подменяется

простым указанием на содержание обучения и воспитания, перечнем знаний, умений,

убеждений, которые должен приобрести учащийся. Разумеется, овладение конкретным

знанием или умением может выступить в качестве промежуточной педагогической

цели, но только в том случае, если будут заданы способы оценки фактического

достижения этой цели, т. е. способы определения того, действительно ли учащийся

овладел этими знаниями и умениями.

В. П. Беспалько [1972] называет способ описания педагогических целей, отвечающий

этому требованию, диагностичным заданием цели. Он также предложил качественную

шкалу для оценки уровня усвоения знаний и умений в зависимости от того, какой

вид деятельности они могут информационно обеспечить: 1) узнавание информации; 2)

воспроизведение информации; 3) совершение продуктивной деятельности по

усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность); 4) осуществление

продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программы

(творческая деятельность).

Для более полного и дифференцированного описания целей, а также для обеспечения

диагностичности они с самого начала должны формулироваться на языке тех задач,

для решения которых необходимы подлежащие усвоению знания, умения, убеждения,

эстетические чувства и т.д. Такой операциональный способ задания целей требует

владения специальной методологией, которая находится сейчас в стадии разработки.

Совокупность финальных целей - перечень задач, которые должен уметь решать

специалист по завершении обучения, получили название модели (профили)

специалиста [Талызина Н.Ф. и др. - 1987; Володарская И.А., Митина A.M. - 1989;

Моделирование деятельности... - 1984; Съедин В. В. - 1977; Анисимов В. Е.,

Пантина Н. С. - 1977, и др.].

Ниже мы вернемся к финальным и промежуточным педагогическим целям, а сейчас

приведем некоторые другие классификации целей образования. Самая общая из них

выделяет цели обучения и цели воспитания, при этом, как справедливо отмечает Л.

М. Фридман [1987. - С. 16], цели обучения сами выступают как средство достижения

целей воспитания, являющихся основными целями любого образовательного процесса

(соотношение понятий "образование", "обучение" и "воспитание" см. в разделе

"Введение"). Иногда к целям воспитания и обучения добавляют цели развития

[Володарская И. А., Митина А.М. - 1988], имея в виду хорошо известный в

психологии факт несовпадения обучения и развития, обнаруживающийся прежде всего

при анализе результатов обучения.

На примере целей воспитания особенно отчетливо видна социально-историческая

природа педагогических целей. Еще недавно отечественная