Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

уже говорили, может

быть только отрицательным. Обнаружилось, например, что "творческость"

(креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов,

а представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Личность же

нельзя "сформировать", а можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не

может быть не чем иным, как созданием условий для самовоспитания личности.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Вернее

даже сказать, что творчество есть способ "личностного" существования, в

противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно

"очищенном" виде убивает личность. Но обезличенная деятельность есть не что

иное, как абстракция, противостоящая личностному началу только в умственном

эксперименте. В нормальных, подлинно человеческих условиях жизни эти два начала

взаимно обогащают друг друга и могут развиваться только друг через друга. Но в

интересах анализа, по необходимости огрубляющего и даже "убивающего" реальность,

расчленяя ее на части, они могут быть выделены как противоположности полюса

человеческой сущности, являющиеся источником развития человека.

Такая противоречивость и в то же время взаимообусловленность деятельности и

личности проявляются с особой отчетливостью при анализе разных проявлений

творчества, разных видов творческого мышления. Учитывая специфику учебной

деятельности, которая выступает основным объектом в нашем пособии, мы будем

говорить в основном о познавательной деятельности и приводить примеры из этой

области. Но практически все выводы, как показывает анализ литературы [см.,

например: Мелик-Пашаев А.А. - 1981], сохраняют свое значение и для

художественного творчества.

Разделение мышления на продуктивное (творческое) и репродуктивное

(воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует

творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная

часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие

могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе

(см. п. 2.2.1).

Но если на уровне восприятия порождающая и исполнительная части познавательного

акта могут быть выделены только с помощью специального анализа, поскольку

протекают очень быстро, почти автоматически и недоступны самонаблюдению, то в

мышлении процесс порождения гипотезы часто развернут во времени, обладает

относительной самостоятельностью и доступен самонаблюдению. Поэтому, если термин

"творческое восприятие" используется относительно редко [см., например: Уоллах

X. - 1975], то "творческое", или "продуктивное", мышление является устойчивым

словосочетанием для обозначения мыслительных актов, в которых порождающая,

генеративная сторона имеет как бы больший удельный вес, доминирует над

исполнительной и контрольной частями по своей значимости.

Контрольный вопрос

Почему специфика деятельностного и личностного подходов особенно ярко

проявляется при изучении творчества?

4.2. КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ТВОРЧЕСТВО И ИНТЕЛЛЕКТ

С философской точки зрения любая деятельность человека представляет собой

творческий акт, ибо и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем

они вошли в него (см. п. 2.2.1 об "опредмечивании" и "распредмечивании" как

процессах, приводящих к приращению, соответственно, на полюсах субъекта и

объекта). Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной

деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно

на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев.

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового

результата, нового продукта.

2. Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного

неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно

добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен

(новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том

случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или

действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается

логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого

разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной

кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать

проблему. Математики утверждают, что математический талант проявляется не в

умении решать математические задачи (в этом можно "натаскать" почти любого), но,

прежде всего, в способности сформулировать на математическом языке проблему,

которая взята из реальной жизни или другой области знания, т. е. поставить ее

как математическую задачу.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко

выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения

решения. Наличие такого переживания и его предшествование во времени творческому

акту (инсайту, озарению) показаны в строгих экспериментальных исследованиях

[Тихомиров O.K. - 1984]. Роль эмоционального переживания, в частности чувства

красоты, которое направляет сам поиск решения, отмечал и знаменитый французский

математик А. Пуанкаре [1970].

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более

кратковременной, но