Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

студентами. В этом случае без некоторой, пусть порой даже

искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты эффективность его работы со

студентами может сильно снизиться даже при ее очень высоком содержательном

уровне. Без принятия таких мер у преподавателя самого могут возникнуть

эмоциональные перегрузки, еще более усиливающие трудности нахождения верного

эмоционального тона в общении со студентами.

Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит

в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении

самосознания и формировании образа "Я". Образ "Я", по И. Кону [1979], - это

социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных

компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. За последние

десятилетия произошел сдвиг пика становления самосознания с возраста 17-19 на 23

-25 лет. Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто

противоречивых потребностей юношеского возраста - в общении, уединении, в

достижениях и др.

Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной

для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни -

в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных

отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного

самоутверждения, в противном случае ему грозит уход в болезнь, невро-тизация или

уход в криминальную жизнь. Потребность в достижениях часто входит в конфликт с

потребностью в общении, и разрешение этого конфликта в пользу той или иной

потребности приводит к дальнейшим личностным изменениям.

Конфликт может возникнуть и между потребностью в достижениях и познавательной

потребностью, удовлетворяемой в ходе творческой исследовательской деятельности,

учитывая часто значительную отставленность во времени реальных прилагаемых

усилий и признания успехов в научной деятельности. И здесь ответственна роль

преподавателя, выступающего в роли первого эксперта, дающего студенту "обратную

связь" о результатах его исследовательской работы. Своими оценками он может

неосторожно отнять у студента всякую надежду и, соответственно, желание

утверждаться на ниве науки и подтолкнуть его к выбору других сфер жизни для

самоутверждения и удовлетворения потребности в достижении. С социальной точки

зрения очень важно, что студенческий этап развития жизни человека связан с

формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от

родительского дома, формированием семьи [Зимняя И. А. - 2000].

Благоприятное положение студента в окружающей его среде содействует нормальному

развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между

самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей

(референтной группы), к которым обязательно должен относиться и преподаватель. В

этом случае он может помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения

самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы. Это

можно сделать, целенаправленно организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы

студент предстал перед значимыми для него "другими" в выгодном свете и получил

положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его

психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию личности в

целом.

Заключая разговор об условиях успешной воспитательной работы, следует напомнить

изложенные в начале параграфа общие положения о сущности воспитания как о

создании благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед

ним поля возможных выборов и их последствий, при том что окончательное решение

всегда должен принимать сам воспитуемый. Важнейшим условием внимания студента к

тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает "принятие" студента

преподавателем и признание за студентом права на любой выбор. Такое продуктивное

отношение к другой личности мы описывали выше как состояние эмпатии (см. п.

3.2.3 и 3.3.2).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия "воспитание". 2. Исчерпывается ли функция преподавателя в вузе передачей информации? 3. Сформулируйте основные условия эффективности воспитательного процесса. 4. Укажите некоторые основные цели воспитания. 5. Какая самооценка преподавателей обычно более адекватна - когда оцениваются

предметные знания или когда оценивается их умение понимать студентов? 6. Перечислите основные особенности физического, эмоционального,

интеллектуального и личностного развития студентов. 7. Как может преподаватель учитывать индивидуальные особенности студентов в

процессе обучения? 8. Как влияют на студентов заниженные и завышенные требования, предъявляемые к

ним преподавателем в процессе обучения? 9. Назовите три составляющие образа "Я".

Глава 4. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

4.1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Деятельностный и личностный подходы, сквозь призму которых мы пытаемся

рассмотреть основные проблемы педагогики и психологии высшего образования,

наиболее драматически сталкиваются (а иногда даже противопоставляются) в сфере

творчества. Здесь, как через увеличительное стекло (ясно и отчетливо), видны

ограничения деятельностного подхода, его важная, но все же вспомогательная роль

в анализе природы творческого акта и методов его стимулирования.

Можно ли научить творчеству, "сформировав" творческую деятельность, и получить

необходимые "приращения на полюсе субъекта"? Ответ, как мы