Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

сильное психическое напряжение,

часто разрушительное для здоровья.

Преподаватель должен учитывать, что эти нагрузки особенно велики в периоды

контроля и оценивания. Но именно здесь часто совершается одна из грубейших

педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы

преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, давая студенту

знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он неумен, ленив,

безответствен и т.п. Заставляя студента переживать негативные эмоции,

преподаватель оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье

студента.

Учеба в вузе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает

некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с другими

группами молодежи. Этот факт часто порождает у преподавателей ошибочное

представление о студентах как о социально незрелых личностях, нуждающихся в

постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не осознавая,

преподаватель в этом случае как бы ставит планку, ограничивает уровень, до

которого студент, по его представлению, может развить свои личные качества,

такие как ответственность, инициативность, самостоятельность. Воспитуемый (в

данном случае студент) неосознанно воспринимает такую программу и, что особенно

огорчительно, внутренне принимает ее. Человеку свойственно легко адаптироваться

к заниженным требованиям: в этих условиях способности студента не только не

развиваются, но и часто деградируют.

Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как

бы отодвигает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая

возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.

Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии

не только физические, но и психологические свойства и высшие психические

функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот

факт позволил Б. Г. Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни

максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В этот

период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности

[Климов Е. А. - 1969]. Преобладающее значение в познавательной деятельности

начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира,

устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой

реальности.

Если преподаватель не развивает именно эти способности, у студента может

закрепиться навык полумеханического запоминания изучаемого материала, что ведет

к росту показной эрудиции, но тормозит развитие интеллекта. Результаты

специальных обследований показывают, что у большинства студентов уровень

развития таких интеллектуальных операций, как сравнение, классификация,

определение, весьма невысок [Комплексные... - 1976]. Преподавателю зачастую

приходится прилагать большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к

учебе: ориентацию только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие

к самому процессу движения мысли.

Лишь немного более половины студентов повышают показатели интеллектуального

развития от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается

у слабых и средних студентов, а лучшие студенты часто уходят из вуза с тем же

уровнем интеллектуальных способностей, с которым пришли [Комплексное... - 1980].

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, - это,

собственно, способность учиться, которая радикальным образом скажется на его

профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском

непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор

знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность

самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении, анализ

которого будет дан в следующей главе.

Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных

способностей (см. п. 3.2.7). Студент впервые сталкивается со многими видами

деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому на старших

курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со

студентами, в частности, в процессе выполнения ими курсовых и дипломного

проектов, прохождения практик и т.п. Передача "личностного знания" возможна, как

правило, только в диаде "учитель - ученик". Эмоциональная сфера в студенческом

возрасте приходит к некоторому уравновешенному состоянию, "успокаиваясь" после

своего бурного развития и брожения в подростковый период. Но определенные

отголоски прошедших "бурь" иногда дают себя знать, особенно у студентов с

задержками личностного развития, т. е. страдающих инфантилизмом. Часто может

наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность

жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии

такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при

обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой

для студента задачи неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и

плодотворной работе.

Выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении преподавателей со

студентами негативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы в целом.

Поэтому преподавателю необходимо сознательно следить за тем, не переходит ли

опасную черту почти неизбежный дисбаланс рационального и эмоционального в стиле

его общения со