Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.

Означает ли это, что воспитатель должен занимать пассивную позицию в отношении

тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник?

Разумеется, нет. Главная задача воспитателя - раскрыть перед воспитуемым широкое

поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей

из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности

всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен,

да и не может, скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору.

Следует избегать только слишком однозначных и директивных способов выражения

этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие

решения, в противном случае ответственность за любые последствия принятых

решений он с себя снимет и переложит на воспитателя.

Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания (как в

качестве составляющей любого обучения, так и в форме простого общения,

совместной деятельности или специальных "воспитательных мероприятий") состоит в

неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как к полноценному и

равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея равенства,

партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой

педагогики сотрудничества [Сухомлинский В. А. - 1979; Амонашвили Ш.А. - 1989],

принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Как утверждают

многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший учебный и

воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик

вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот, ни другой. В этом случае

феномен партнерства и сотрудничества выражен максимально.

Другая важнейшая задача воспитания - помощь воспитуемому в выработке

индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для

решения такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и

методиками психодиагностики (см. гл. 6), а также вооружить студентов приемами

самопознания. Важнейшее значение имеет знание психологических и

психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным

статусом, возрастом и характером основной деятельности.

Свою способность знать и понимать студентов, адекватно оценивать их личностные

качества и состояния преподаватели справедливо считают одним из важнейших

профессиональных качеств и ставят ее на второе место после знания предмета,

который они преподают. Но преподаватели, как правило, прикладывают очень мало

усилий, чтобы повысить свою подготовку в этой области, хотя постоянно стремятся

обновить и пополнить свои специальные (предметные) знания. Причина этого

парадокса кроется, по-видимому, в том, что преподаватели обычно переоценивают

(завышают) свои знания и уровень подготовки в этой области, хотя их самооценка в

плане знания предмета близка к оценкам, даваемым экспертами [Моделирование... -

1981].

Часто преподаватели руководствуются индифферентными представлениями о студентах

как об устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают

учебники, выполняют задания и, когда это требуется, демонстрируют эти знания на

зачетах и экзаменах. Иногда это приводит к безличным и неадекватным требованиям,

с которыми студенты просто не могут справиться [Бернс Р. - 1986. - С. 372]. Для

того чтобы при построении программы учесть возможности и потребности студентов,

нужно хорошо их знать. Но особенности познавательной сферы личности прямо

связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Успешная учебная

деятельность студента зависит не только от степени владения приемами

интеллектуальной деятельности; она обусловлена также личностными параметрами

учебной деятельности - устойчивой системой отношений студента к окружающему миру

и к самому себе.

На какие же вопросы следует обращать внимание в связи с необходимостью учета

возрастных особенностей и индивидуальных различий студентов в воспитательно- образовательном процессе вуза? Современные студенты - это, прежде всего, молодые

люди в возрасте 18 - 25 лет. В приведенных нами выше классификациях периодов

жизни человека этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость.

Отсутствие единого термина уже говорит о сложности, неоднозначности

психологических характеристик этого периода жизни. Очень важно иметь в виду, что

человек непрерывно эволюционирует как единое целое, так что ни одну сторону его

жизни нельзя понять в отрыве от других сторон (см. описание "интегральной

индивидуальности" в п. 3.1.4).

Возьмем, например, такой, казалось бы не имеющий отношения к педагогической

ситуации параметр, как физическое развитие молодых людей. Студенческий возраст

характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота

реакций, моторная ловкость, скоростная выносливость и др. Как принято говорить,

это возраст физического совершенства человека. Большинство спортивных рекордов

установлено именно в этом возрасте. Однако, как свидетельствуют данные Всемирной

организации здравоохранения, именно студенты характеризуются худшими

показателями физиологических функций в своей возрастной группе. Они лидируют по

числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими

нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в

процессе вузовского обучения студенты испытывают