Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

позволяет сделать вывод, что

потребность в самоактуализации, как и другие потребности, носит врожденный

характер, но удовлетворяется она только после того, как удовлетворены

потребности более низкого уровня. Последнее положение оспаривается многими

психологами.

Теория ролей (Дж.Мид, М.Кун, И.Блумер). Концепция эта развивалась в американской

социальной психологии. Развитие личности трактуется здесь как принятие человеком

той или иной роли и осуществление им поведения в соответствии с тем, что эта

роль предписывает. Иначе говоря, человек выступает носителем определенной

социальной роли и формирует свои планы в соответствии с ней и статусом, который

он занимает в референтных группах (т.е. в группах, на нормы и ценности которых

он ориентируется и с которыми соотносит себя как с эталоном).

Роли, разумеется, не разыгрываются людьми как актерами. Речь идет о ролевой

сущности человека, которая является не маской, а подлинной его сущностью. Все

потребности, мотивы, способности человека могут развиваться лишь в процессе

выполнения человеком взятой на себя роли, т. е. роли того человека, с которым он

себя идентифицирует на данном этапе своего развития (сын, студент, муж, отец,

начальник и т.п.). Для педагогических приложений этой теории большое значение

имеет возможность разыгрывать роли в воображаемом плане, получая при этом

реальные познавательные и личностные эффекты.

Принятие роли не есть автоматический и безличный процесс. То, как будет играть

свою роль конкретный человек, зависит от системы его представлений и ожиданий,

предшествующих собственно принятию роли. Подлинная личность может не просто

переосмыслить принятую ею на себя роль, но и задать новый эталон этой роли.

Поэтому личность не просто черпает роли из социального мира, но и сама обогащает

этот мир. В конце концов, каждый человек играет даже в один и тот же период

своей жизни множество ролей, и то, что цементирует эти роли в целостную

личность, не может быть просто еще одной "метаролью" в силу абсолютной

уникальности и неповторимости любой подлинной личности. Но нельзя отрицать

важного значения феноменов принятия и "исполнения" ролей в качестве одного из

источников развития личности и одновременно механизма такого развития (выбор и

смена ролей).

Как мы уже неоднократно отмечали, по мнению абсолютного большинства

отечественных психологов и педагогов, генетически детерминированные качества

человеческого индивида играют роль биологических задатков или условий развития

личности. При этом нельзя забывать, что биология человека принципиально

отличается от биологии животного и человеку врождены многие специфически

человеческие потребности, включая потребность в общении и, возможно, потребность

стать личностью [Петровский А. В., Петровский В. А. - 1983] (потребность,

близкая к понятию самоактуализации у А. Маслоу или мотиву роста у К. Роджерса).

Но что же тогда выступает в роли движущих сил развития личности?

В деятельностном подходе обычно в качестве источника развития личности

рассматривается общество, а в качестве движущих сил ее развития - противоречия в

системе предметной деятельности [Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н.

- 1978] (см. п. 3.1.3).

Контрольные вопросы и задания

1. Какие из рассмотренных теорий личности реализуют идею о преимущественно

внутренних источниках развития личности и какие строятся на доминирующем

значении внешних влияний? 2. "Личность есть гомеостатическая система". Назовите концепцию, относительно

которой справедливо такое утверждение. 3. Чем отличается принцип удовольствия от принципа реальности и в каких

подструктурах личности, выделенных Фрейдом, эти принципы являются доминирующими? 4. Перечислите формы проникновения подсознательных влечений на уровень сознания

и в поведение (по Фрейду). 5. Назовите основные методы психоанализа. 6. Дайте определение комплекса (по Фрейду). 7. Опишите предполагаемый механизм терапевтического эффекта психоаналитических

процедур. 8. Дайте краткую характеристику этапов развития детской сексуальности по Фрейду.

Как они связаны с развитием личности? 9. Во всех ли теориях, описанных выше как неофрейдистские, бессознательное

выступает как доминирующая подструктура и основной источник развития личности? 10. Сохранилось ли за термином "либидо" значение сексуального влечения и

источника сексуальной энергии в теории К. Юнга? 11. Что такое "индивидуация" (по К. Юнгу)? 12. Какова природа коллективного бессознательного? Приведите примеры нескольких

архетипов, входящих в структуру коллективного бессознательного. 13. Определите понятия персоны и души в теории Юнга. 14. Какой критерий положен в основу выделения интровертов и экстравертов в

качестве различных психологических типов? 15. Какие основные источники и механизмы развития личности постулируются в

теориях А. Адлера, К. Хорни и Г. Сэливана? 16. Что такое негативная свобода (по Э. Фромму)? 17. По каким критерия различаются два модуса существования человека: бытие и

обладание? 18. Какой механизм преодоления отчуждения человека от своей природы постулирует

Э. Фромм? 19. Почему теория личности Э. Эриксона называется эпигенетической? 20. Что такое психосоциальная идентичность (по Э. Эриксону)? 21. Как бы вы сформулировали основное утверждение персонализма? 22. Назовите механизм, обеспечивающий превращение личностью внешних целей в свои

собственные. Что выступает в качестве основного условия запуска такого механизма

(по В. Штерну)? 23. Какая часть личности называется глубинной