терапевта: он должен добиться принятия его самого клиентом.
Одним из средств достижения этого служит эмпатия (см. п. 3.2.3).
Все, что было определено выше в терминах отношения клиента и терапевта, может
быть прямо перенесено на отношения учителя и ученика, воспитателя и
воспитуемого.
Американский психотерапевт и психолог Г. Олпорт (1897-1967) рассматривал
человека прежде всего как открытую систему, имеющую многоуровневую структуру:
условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт (различные виды "Я") и,
наконец, собственно личность - никогда не завершающаяся интеграция всех систем,
находящаяся в состоянии непрерывного развития и все возрастающего напряжения. На
низких уровнях действует принцип гомеостаза (редукции напряжения и поддержания
равновесия), а на высших уровнях (прежде всего личностном) - принцип активного
нарушения равновесия. Роль источника такого постоянного развития, растущей
интеграции и дифференциации личности играют высшие мотивы личности - мотивы
развития, толкающие человека к поиску постоянного творческого напряжения.
Единицей анализа личности и в то же время механизмом ее развития является черта,
которая отнюдь не совпадает по смыслу с традиционной чертой характера, а ближе к
понятию мотива или интереса. Наряду с основным мотивационным компонентом черта
включает в себя познавательный и исполнительный компоненты [Allport G. - 1950].
По Олпорту, существует два класса черт - основные и инструментальные. Первые
стимулируют наше поведение, а вторые придают ему определенную форму (например,
вежливость или сдержанность). Но и инструментальные черты, переплетаясь с
основными, влияют на формирование личности через образование новых черт-мотивов.
Формирование черт осуществляется через обобщение привычных форм поведения и
интеграции их в более высокую систему мотивов.
Олпорт утверждает, что человек рождается с каким-то набором основных черт-
мотивов, но последние трансформируются в ходе деятельности и общения и на их
основе под влиянием социальных факторов возникают принципиально новые черты, не
несущие в себе биологического начала [цит. по: Зейгарник Б. В. - 1982. - С. 43].
Инструментальные мотивы порождаются только в общении с другими людьми. Черты
делятся также на главные (генерализованные, устойчивые, постоянно проявляющие
себя) и второстепенные, или вторичные. Если черта становится ведущим фактором в
жизни человека, она может быть названа кардинальной (как бы корень жизни
личности). Только очень зрелые личности обладают всего одной выдающейся чертой;
обычно таких черт довольно много и они образуют некоторый конгломерат.
Наиболее эффективным методом выявления черт Олпорт считал наблюдения экспертов
за поведением человека в разных условиях. Для того чтобы личность могла
считаться здоровой, ей должны быть присущи по крайней мере следующие черты:
активная позиция по отношению к действительности; способность к адекватному
осознанию опыта; самосознание; постоянный процесс индивидуализации; способность
к абстракции; функциональная автономность черт (их относительная
самостоятельность и способность к проявлению в разнообразных жизненных
обстоятельствах); устойчивость к фрустрации (форма психологического стресса,
возникающая при столкновении с непреодолимой преградой и выражающаяся в
разрушении деятельности и сильных отрицательных эмоциях).
Свойство автономности или независимости черт-мотивов является выражением их
способности к "отстегиванию" от исходных, вызвавших их к жизни побуждений (часто
детских). Благодаря этому возникают "бесконечно разнообразные и сами себя
поддерживающие современные системы, вырастающие из предшествующих систем, но
функционально независимые от них" [Allport G. - 1950. - С. 78]. Одним из важных
механизмов порождения таких автономных мотивов является превращение средств
деятельности в ее цели и мотивы (аналогичный механизм мы уже рассматривали в
теории деятельности А.Н.Леонтьева в п. 2.1.2).
Американский психолог А.Маслоу (1908-1968) выдвинул в центр своей концепции
личности понятие самоактуализации. "Во-первых, самоактуализация означает полное,
живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью... В
момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком" [Маслоу
А. - 1982. - С. 111]. Во-вторых, самоактуализация - это выбор в пользу
продвижения вперед и личностного роста против отступления, страха или защиты. В-
третьих, это наличие собственного "Я", к голосу которого человек способен
прислушиваться. "...Человек должен быть тем, кем он может быть" [там же].
Личности, не способные к самоактуализации, - это, по Маслоу, невротизированные
личности, нуждающиеся в помощи психотерапевта. Отсюда он делает правомерный
вывод о невозможности изучения здоровой личности сквозь призму больной, не
обладающей самым главным, что характеризует здоровую личность, - способностью к
самоактуализации.
Потребность в самоактуализации относится к высшему уровню из пяти иерархически
организованных систем потребностей: физиологических потребностей, потребностей в
безопасности, любви и социальных связях, самоуважении и самоактуализации,
включающих потребности в добре, нравственности, справедливости. Потребности эти
обычно носят бессознательный характер и во многом подобны инстинктам.
Потребности низших уровней Маслоу называет "нуждами", а высших - потребностями
роста. В случае конфликта потребностей различных уровней побеждает низшая.
По мнению Л. И. Анцыферовой, анализ работ Маслоу