Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

терапевта: он должен добиться принятия его самого клиентом.

Одним из средств достижения этого служит эмпатия (см. п. 3.2.3).

Все, что было определено выше в терминах отношения клиента и терапевта, может

быть прямо перенесено на отношения учителя и ученика, воспитателя и

воспитуемого.

Американский психотерапевт и психолог Г. Олпорт (1897-1967) рассматривал

человека прежде всего как открытую систему, имеющую многоуровневую структуру:

условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт (различные виды "Я") и,

наконец, собственно личность - никогда не завершающаяся интеграция всех систем,

находящаяся в состоянии непрерывного развития и все возрастающего напряжения. На

низких уровнях действует принцип гомеостаза (редукции напряжения и поддержания

равновесия), а на высших уровнях (прежде всего личностном) - принцип активного

нарушения равновесия. Роль источника такого постоянного развития, растущей

интеграции и дифференциации личности играют высшие мотивы личности - мотивы

развития, толкающие человека к поиску постоянного творческого напряжения.

Единицей анализа личности и в то же время механизмом ее развития является черта,

которая отнюдь не совпадает по смыслу с традиционной чертой характера, а ближе к

понятию мотива или интереса. Наряду с основным мотивационным компонентом черта

включает в себя познавательный и исполнительный компоненты [Allport G. - 1950].

По Олпорту, существует два класса черт - основные и инструментальные. Первые

стимулируют наше поведение, а вторые придают ему определенную форму (например,

вежливость или сдержанность). Но и инструментальные черты, переплетаясь с

основными, влияют на формирование личности через образование новых черт-мотивов.

Формирование черт осуществляется через обобщение привычных форм поведения и

интеграции их в более высокую систему мотивов.

Олпорт утверждает, что человек рождается с каким-то набором основных черт- мотивов, но последние трансформируются в ходе деятельности и общения и на их

основе под влиянием социальных факторов возникают принципиально новые черты, не

несущие в себе биологического начала [цит. по: Зейгарник Б. В. - 1982. - С. 43].

Инструментальные мотивы порождаются только в общении с другими людьми. Черты

делятся также на главные (генерализованные, устойчивые, постоянно проявляющие

себя) и второстепенные, или вторичные. Если черта становится ведущим фактором в

жизни человека, она может быть названа кардинальной (как бы корень жизни

личности). Только очень зрелые личности обладают всего одной выдающейся чертой;

обычно таких черт довольно много и они образуют некоторый конгломерат.

Наиболее эффективным методом выявления черт Олпорт считал наблюдения экспертов

за поведением человека в разных условиях. Для того чтобы личность могла

считаться здоровой, ей должны быть присущи по крайней мере следующие черты:

активная позиция по отношению к действительности; способность к адекватному

осознанию опыта; самосознание; постоянный процесс индивидуализации; способность

к абстракции; функциональная автономность черт (их относительная

самостоятельность и способность к проявлению в разнообразных жизненных

обстоятельствах); устойчивость к фрустрации (форма психологического стресса,

возникающая при столкновении с непреодолимой преградой и выражающаяся в

разрушении деятельности и сильных отрицательных эмоциях).

Свойство автономности или независимости черт-мотивов является выражением их

способности к "отстегиванию" от исходных, вызвавших их к жизни побуждений (часто

детских). Благодаря этому возникают "бесконечно разнообразные и сами себя

поддерживающие современные системы, вырастающие из предшествующих систем, но

функционально независимые от них" [Allport G. - 1950. - С. 78]. Одним из важных

механизмов порождения таких автономных мотивов является превращение средств

деятельности в ее цели и мотивы (аналогичный механизм мы уже рассматривали в

теории деятельности А.Н.Леонтьева в п. 2.1.2).

Американский психолог А.Маслоу (1908-1968) выдвинул в центр своей концепции

личности понятие самоактуализации. "Во-первых, самоактуализация означает полное,

живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью... В

момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком" [Маслоу

А. - 1982. - С. 111]. Во-вторых, самоактуализация - это выбор в пользу

продвижения вперед и личностного роста против отступления, страха или защиты. В- третьих, это наличие собственного "Я", к голосу которого человек способен

прислушиваться. "...Человек должен быть тем, кем он может быть" [там же].

Личности, не способные к самоактуализации, - это, по Маслоу, невротизированные

личности, нуждающиеся в помощи психотерапевта. Отсюда он делает правомерный

вывод о невозможности изучения здоровой личности сквозь призму больной, не

обладающей самым главным, что характеризует здоровую личность, - способностью к

самоактуализации.

Потребность в самоактуализации относится к высшему уровню из пяти иерархически

организованных систем потребностей: физиологических потребностей, потребностей в

безопасности, любви и социальных связях, самоуважении и самоактуализации,

включающих потребности в добре, нравственности, справедливости. Потребности эти

обычно носят бессознательный характер и во многом подобны инстинктам.

Потребности низших уровней Маслоу называет "нуждами", а высших - потребностями

роста. В случае конфликта потребностей различных уровней побеждает низшая.

По мнению Л. И. Анцыферовой, анализ работ Маслоу