Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

у Э.

Шпрангера [1982], описавшего шесть типов индивидуальности в зависимости от

преобладающего типа ценности: теоретический человек, экономический человек,

эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный

человек.

Штерн отмечает, что развитие личности идет по трем направлениям:

1. Рост. В течение жизни растет количество и увеличивается разнообразие

жизненных событий, а также содержаний и форм активности переживаний. 2. Дифференциация. Переход от изначальной неясности и диффузности к большей

структурированности. 3. Преобразование. Жизнь личности проходит в своем развитии ряд качественно

различных, но внутренне обусловленных этапов [Штерн В. - 1986. - С. 190].

Каковы же источник и движущие силы развития? Прежде всего, внутренний - в

противоположность эпигенетической концепции Эриксона. "Развитие личности не

только последовательная цепь событий, но осмысленное саморазвертывание личности

как целого" [там же]. Такое развертывание идет не без взаимодействия с миром,

которое называется в данном случае конвергенцией. Личность всегда обладает

своими собственными целями, которым противостоят внешние по отношению к личности

цели (цели общества, культуры, групповые цели). Избегать конфликта помогает

третья целевая установка - интроекция, т.е. превращение чужих целей в

собственные цели личности.

Но внешняя цель может стать внутренней только в том случае, если на нее

направлено какое-либо внутреннее стремление самой личности. И только те

внутренние установки могут реализоваться и изменить жизнь личности, для которых

имеются соответствующие внешние условия. Этот процесс взаимного согласования

внешнего и внутреннего и есть конвергенция. Личность несет в себе внутренние

потенции, энергии, не имеющие часто фиксированной направленности, так называемые

диспозиции. Они особенно неопределенны в начале жизни. Развившиеся

предрасположения превращаются в свойства личности.

Личность гибка лишь до определенных пределов: на предрасположения можно

воздействовать, а со свойствами нужно считаться. Отсюда Штерн делает вывод, что

педагогика имеет ограниченное поле деятельности. Она не может претендовать на

формирование личности по заданному образцу, но должна помочь личности выбрать

свой путь в рамках своего предрасположения [там же. - С. 191].

Говоря о важности для развития личности ее взаимодействия с миром, Штерн всегда

подчеркивал определяющее влияние той "части" личности, которая дальше всего

отстоит от мира, называя ее "глубинной", а тот слой личности, который связывает

ее с миром, - поверхностным слоем. "В своей глубине она (личность. - С.С.)

существует сама по себе" [там же. - С. 192].

Иногда к персоналистам относят и К. Роджерса, но чаще - к представителям

гуманистической психологии.

Динамическая теория личности К.Левина (1890 - 1947) Немецкий психолог К. Левин

близок к гештальтпсихологии, хотя его труды и работы его учеников составляют

вполне самостоятельное направление, особенно когда речь идет о психологии

личности. Он внес огромный вклад в развитие экспериментальных методов изучения

личности. Ученица Левина Б. В. Зейгарник, анализируя его концепцию именно с

точки зрения интересующей нас проблемы - источника и движущих сил развития

личности, отмечает, что теорию К. Левина можно отнести к числу гомеостатических.

Согласно концепциям такого рода, движущей силой всякого изменения и развития

выступает нарушение равновесия между человеком и средой. Вместе с тем она

относит эту теорию к числу интрапсихологических, локализующих источник развития

внутри самого человека (это можно сказать и о только что разобранной нами

концепции В. Штерна). В качестве третьей особенности теории личности К. Левина

Зей-гарник отмечает то, что процессы, происходящие в личности, объясняются не с

точки зрения ее прошлого или будущего, а расстановкой сил в настоящий момент

[Зейгарник Б. В. - 1981. - С. 11 -12]. Эти особенности анализируемой концепции

соответствовали общим установкам гештальтпсихологии: целое предшествует

элементам, а не создается из них путем синтеза; гештальт (структура,

конфигурация) образа определяется не прошлым опытом, а расстановкой сил поля в

данный момент. Изменение структуры осуществляется через "инсайт" (внезапное

озарение). Законы, действующие в разных полях (физическом, физиологическом -

физикалъном, феноменальном), тождественны друг другу, а сами поля изоморфны.

Из сказанного видно, что понятие поля является центральным в гештальтпсихологии.

Под полем понимается некоторая целостная ситуация, включающая в себя человека и

его жизненное пространство, а также величину, направление и точки приложения

действующих в данный момент сил [Левин К. - 1992 (а, б)]. Выделяются два вида

сил: движущие (связанные с положительными или отрицательными валентностями) и

сдерживающие (связанные с преградами). В качестве основной движущей силы или

источника энергии выступает потребность. Потребность, по Левину, - это

динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении

намеренного действия. Потребности, имеющие "социальное происхождение" (по Левину

- это потребности, возникающие в данной ситуации в данный момент), называются

квазипотребностями и противопоставляются устойчивым или истинным потребностям.

Оба вида потребностей тесно связаны друг с другом в иерархическую систему с

доминированием истинных потребностей. Удовлетворение потребности состоит в ее

разрядке, в изменении динамики состояния [Зейгарник Б. В. - 1981].

Квазипотребности