Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

другой,

преемственность и тождественность самой личности должны сохраняться.

Психосоциальная идентичность субъективно переживается как чувство

самотождественности, как принимаемый личностью образ себя со всем богатством

отношений к окружающему социальному миру и, наконец, как чувство слияния с

определенными социальными группами (классом, нацией, родом, профессиональной

группой и т.д.).

Из сказанного легко сделать вывод, что на начальных этапах формирования

психосоциальной идентичности особую роль играют обряды, ритуалы, традиции

социальных групп и общностей, во взаимодействии с которыми зарождается личность

ребенка. В определенных обстоятельствах сложившийся в детстве тип идентичности

личности может послужить препятствием для ее перестройки в дальнейшем под

влиянием изменившихся социальных условий. Здесь особенно значительными бывают

вклады бабушек и дедушек в формирование диссонанса складывающейся у ребенка под

их сильным влиянием идентичности и современными условиями социальной жизни.

Отдельные компоненты идентичности связываются в единое целое идеологией или

мировоззрением личности, задающим целостный и устойчивый образ мира. Функцию

такого синтеза выполняет "Я" или "Эго", которое также обеспечивает самоконтроль

и интеграцию физического роста организма с изменением характера его социальных

связей и, соответственно, сменой типа идентификации. Но осуществляющее этот

синтез "Эго" тоже имеет социальную природу, так как именно общество в самом

начале жизни ребенка задает ему систему приемов и способов синтеза переживаний и

отношения к себе. Процесс порождения с помощью социума собственного "Я" ребенка

и есть воспитание. Полноценное воспитание должно включать в себя не только

передачу ребенку готовых средств "самопостроения", но и поощрение к

самостоятельности, оригинальности, смелости быть непохожим на других и делать

творческие вклады в систему общественных ценностей.

В наибольшей степени отличие Эриксона от всех других последователей Фрейда,

пытавшихся социологизировать его учение, проявляется, пожалуй, в трактовке

влияния биологических факторов на формирование психосоциальной идентичности.

Механизм такого рода влияний носит опосредованный характер. Любые физические или

физиологические особенности и новообразования человека влияют прежде всего на

его социальный опыт, расширяя, ограничивая или индивидуализируя его. И лишь

вторично, через преломление в зеркале социальных оценок и как детерминанта

социального опыта телесные качества находят свое место в психосоциальной

идентичности.

В развитие этого общего тезиса трудно удержаться от воспроизведения весьма

поучительного для любого педагога примера, приводимого Эриксоном [цит. по:

Анцыферова Л. И. - 1978 (б). - С. 219].

Мать шестилетней Джейн вскоре после рождения дочери заболела туберкулезом и

запретила ребенку прикасаться к себе из-за боязни заразить ее. Общение шло в

основном через няню. В результате девочка сама отвергла свои постоянно отводимые

от матери руки и практически перестала ими пользоваться без крайней

необходимости. Она полагала, что именно руки причиняют вред матери. Когда

девочке разрешили свободное, без всяких ограничений общение с матерью, она стала

гораздо чаще и лучше пользоваться руками - рисовала, играла на пианино, часто

разглядывала свои пальцы и разговаривала с ними (хвалила, рассказывала про них

истории и т.п.).

Резюмируя представления Эриксона об источниках и движущих силах развития

личности, можно нарисовать следующую картину. На определенных этапах или стадиях

своего развития происходит созревание взаимосвязанных физиологических систем

организма, которое делает индивида особенно чувствительным к определенным,

прежде всего социальным воздействиям. Общество, в свою очередь, чутко реагирует

на новые возможности развивающегося организма и предъявляет к нему новые системы

требований, давая одновременно средства для решения встающих перед ним новых

задач.

При успешном решении этих задач формируется новая личностная целостность или

психосоциальная идентичность, которая должна перестраиваться под влиянием

созревания новых физиологических структур и, соответственно, новых требований

общества. Затем следует новый кризис и переход к новой стадии. На высшей стадии

своего развития зрелая личность интегрирует результаты всех предыдущих стадий,

переводя их как бы в одну плоскость, приобретает способность подняться над своей

идентичностью и позволяет себе быть отличной от других, ценить свою

оригинальность и неповторимость. Но природа этой неповторимости опять же

коренится в неповторимости того временного и пространственного отрезка истории,

который ей выпало прожить.

Персоналистическая психология В.Штерна (1871 -1938)

Немецкий психолог и философ В. Штерн употреблял термин "персона" для обозначения

любой самоопределяющейся и способной к саморазвитию сущности. Соответственно

весь мир, по Штерну, - это взаимосвязанная система персон, а верхнюю позицию в

такой иерархической системе занимает личность человека. Личность (персона) не

выводится из объективных условий; это особая уникальная и неповторимая сущность,

целостность и активность которой сама создает те или иные особенности внешнего

мира во взаимодействии с ним. Так, личность не только не есть продукт

общественных отношений, но, скорее, общество является ее продуктом.

Своеобразие личности человека - в ее направленности на переживание тех или иных

ценностей. Учение о ценностях и их классификацию Штерн заимствовал