Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

остается внешним к биологической

природе человека, в силу чего антагонизм между ними неизбежно воспроизводится,

хотя изначально и не постулируется. Индивид здесь выступает не как активный

деятель, а как приспосабливающийся к внешним обстоятельствам, отступающий перед

ними, хотя и призывающий на помощь других людей.

Теория Э.Фромма (1900 - 1980). Американский психолог Э. Фромм (родился в

Германии) является самым крупным представителем неофрейдизма и автором наиболее

социализированного течения психоанализа, называемого иногда гуманистическим.

Учение Фромма наиболее тесно связано с философией и этикой, а некоторые работы

содержат элементы проповеди. Он полагал, что теория и наука должны давать не

только новое знание о человеке, но и знание о том, как человек должен жить и что

он должен делать. Соответственно, целью гуманистического психоанализа является

помощь человеку в саморазвертывании его внутренних потенций ради полноценной и

творческой жизни.

Фромм отвергает многие важные установки фрейдизма - биологизм, пансексуализм,

антагонизм человека и цивилизации. Он считает человека изначально социальным

существом, для полноценной жизни которого необходим постоянный контакт с

природой. Но с развитием цивилизации накапливаются эффекты негативной свободы

или отчуждения человека от природы и от других людей (под негативной свободой

Фромм имеет в виду "свободу от" в отличие от позитивной "свободы для"). Чем

более значительной становится степень негативной свободы, тем более она угнетает

человека, превращаясь в чуждую для него силу [Fromm E. - 1970].

Усиление отчуждения от природы и других людей приводит к потере человеком своей

"самости". Но развитие цивилизации является результатом деятельности самого

человека, результатом проявления его жизненной силы, потому фактически

происходит отчуждение человека от собственной природы. Возможности такого

отчуждения таятся в самой сущности человека, которая, по Фромму, содержит

противоречие между бытием человека в природе и тем, что человек выходит за

пределы природы, в "способности осознания себя и других, прошлого и настоящего"

[цит. по: Лейбин В. М. - 1977. - С. 224].

Оптимизм и гуманистический характер концепции Фромма состоит в утверждении

возможности для человека преодолеть отчуждение благодаря способности любить и

надеяться. Надежда - это присущая каждому человеку установка на деятельность, на

бытие, а не на обладание, это стремление быть самим собой. Надежда является

основным условием существования человека как личности. А основная ценность, к

которой нормальный человек должен стремиться, - это способность к любви; только

она придает смысл человеческому существованию и делает его жизнь подлинным

бытием. Прийти к этому можно через моральное обновление и осознание человеком

неподлинности своего бытия. "...От психологической и экономической катастрофы

нас может спасти только коренное изменение характера человека, выражающееся в

переходе от доминирующей установки на обладание к доминирующей установке на

бытие" [Фромм Э. - 1990. - С. 174]. Пути такого изменения и его итог в виде

"нового человека" Фромм описывает на языке, часто заимствуемом (по его

собственному признанию) у Будды или Христа.

Таким образом, в противоположность установкам классического психоанализа

основным источником развития личности, по Фромму, выступает не бессознательное,

а сознание. Это вытекает из его утверждения, что "характер человека может

измениться при следующих условиях:

1. Мы страдаем и осознаем это. 2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания. 3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих страданий. 4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать

определенным нормам и изменить существующий образ жизни" [там же].

Теория Э.Эриксона (1900-1994). Создатель эпигенетической теории развития

личности Э.Эриксон родился в Германии и с 1927 по 1933 г. работал под

руководством Фрейда и его дочери Анны, затем эмигрировал в США. Его учение можно

отнести к течениям неопсихоанализа и эго-психологии. Эпигенетические концепции

развития противопоставляются в биологии преформистским. В первом случае развитие

трактуется, прежде всего, как результат внешних воздействий (среды), а во втором

- как следствие разворачивания заложенной внутри организма сущности. К внешним

условиям, которые определяют развитие личности человека, Эриксон относит факторы

социальной жизни. Он также отверг биологизм Фрейда и идею антагонизма личности и

общества.

Поскольку личность детерминирована условиями общественной жизни, то, как

утверждал Эриксон, значительные изменения в обществе должны вызывать перестройку

личности, чтобы была обеспечена ее "психосоциальная идентичность". В противном

случае наступают дезадаптация и невротизация личности, потеря человеком самого

себя. Работа психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту вернуть

утраченное чувство идентичности. Разумеется, общественные условия жизни отнюдь

не автоматически влияют на личность. Личность сама активно стремится к

формированию такого единства и преодолению противоречий и конфликтов с

обществом, возникающих на разных этапах ее развития. Потребность в

психосоциальной идентичности коренится в самой природе человека.

Идентичность личности - это интегрирующее начало, центральное качество, которое

дает человеку ощущение неразрывной связи с окружающим социальным миром. И хотя

тип этой связи меняется в течение жизни при переходе от одной стадии к