Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

должны

создать благоприятные условия для его развертывания. Он прямо проводит аналогию

между воспитанием и выращиванием растения [там же].

Теория А. Адлера (1870-1937). Австрийский психиатр и психолог А.Адлер, ученик

Фрейда и создатель "Индивидуальной психологии", поставил проблему источников и

движущих сил развития личности в центр своей концепции. В ней были сохранены

положения классического психоанализа о центральной роли бессознательных

процессов в психике человека, но пересмотрена биологизатор-ская направленность и

пансексуализм учения Фрейда. Согласно Адлеру, ребенок с ранних лет начинает

занимать активную позицию по отношению к своему биологическому багажу - он

оценивает возможности своего тела (в широком смысле) и избирательно относится к

ним: старается компенсировать недостатки (свою неполноценность) за счет сильных

сторон и за счет социальных связей. Человеку от рождения присуще "чувство

общности" или "общественное чувство", которое и побуждает его войти в общество,

преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы

жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций. Успешная

компенсация имеет место там, где стремление к превосходству совпадает с

общественными интересами.

Неадекватные формы компенсации, связанные с попытками подчинить себе других

людей, могут приводить к неврозам, уходу в болезнь и другим искажениям в

развитии личности. Случаи сверхкомпенсации (гиперкомпенсации) часто приводят к

выдающимся творческим достижениям. А. Адлер [1986] предвосхитил результаты

современных исследований творческой личности, утверждая, что "решающим является

ощущение собственной ценности, или чувство собственной личности (своей

индивидуальности)".

Социальное чувство, толкающее человека к другим людям, коренится в органическом

несовершенстве человека. Но рассчитывая на помощь общества, человек и сам должен

проявлять заботу о нем как источнике своего благополучия. Отсюда берут свое

начало чувства любви, жалости, сочувствия. Именно полезность для других рождает

чувство собственной ценности.

Особое значение Адлер придает конечной цели, которую человек ставит перед собой

на всю жизнь. Это некоторый образ желаемого "Я", который зарождается у ребенка

одновременно с осознанием своего реального "Я" в самые первые годы жизни. Адлер,

много занимавшийся терапевтической и воспитательной работой с "трудными" детьми,

сам сформулировал педагогические выводы из своей концепции: "Главнейшим в

воспитании, с нашей точки зрения, является воспитание в детях упорства и

самостоятельности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого

бессмысленного принуждения, всякого унижения, насмешек, наказаний. Самое

главное: ни один ребенок не должен терять веру в свое будущее" [Адлер А. - 1986.

- С. 140].

Теория К.Хорни (1885 - 1952). Американский психолог К. Хорни также была

непосредственной ученицей Фрейда, отошедшей от его учения после возвращения в

США. И она отвергла пансексуализм Фрейда, пытаясь придать более конкретное

содержание общественно-культурным факторам развития личности. Основной источник

энергии для развития личности, по Хорни, - это чувство беспокойства, неуютности,

"коренной тревоги" и порождаемое им стремление к безопасности. Параллельно

действует тенденция к удовлетворению своих желаний, которая может входить в

конфликт с тенденцией к безопасности [Ноrnеу К. - 1946].

Для разрешения такого рода конфликтов и избегания невротиза-ции человек

вырабатывает разные стратегии поведения: стремление к любви как средству

обеспечения безопасности и жизни; стремление к власти (как реакция на

враждебность мира) и стремление к изоляции, отдалению от людей. Если невроз все

же возникает, то это является следствием идеализации человеком самого себя, и

терапевт должен помочь ему принять себя "какой он есть" со всеми своими

недостатками.

Из сказанного видно, что Хорни не удалось преодолеть одно из основных положений

классического психоанализа о противоречиях между обществом и человеческими

потребностями [Зейгарник Б.В. - 1982. - С. 20].

Теория Г. Сэливана (1892-1949). Американский психиатр и психолог, создатель

концепции "межличностной психиатрии" [Silivan H.S. - 1963], сделал акцент на

анализе межличностного существования человека, на личности как продукте

межличностных отношений людей. Поэтому на первое место среди врожденных

потребностей он ставит потребность в общении, затем потребность в нежности и

потребность в безопасности. Они и запускают развитие личности ("Я-системы", по

Сэливану), источником которого оказывается борьба с беспокойством, приходящим

извне. Для этой борьбы ребенок прибегает к помощи других людей, таким образом

межчеловеческие отношения начинают выступать механизмом развития личности.

Другим механизмом развития личности выступает сублимация. Если с помощью других

людей и сублимации не удается избежать дискомфорта, вступает в действие еще один

механизм психологической защиты в форме избирательного внимания, когда человек

просто перестает замечать то, что вызывает дискомфорт.

Таким образом, Сэливану также не удалось снять антагонизм между социальным и

биологическим, хотя он и попытался привлечь других людей на помощь индивиду для

преодоления этого антагонизма. По Сэливану, агрессия человека не первична, а

может возникать лишь как одна из форм защитных реакций, но поскольку мир

является постоянным источником дискомфорта, то и агрессия воспроизводится

постоянно. Главное, что социальное по-прежнему