Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

образования идеала. <...> Вследствие истории своего образования "Я-идеал" имеет

теснейшую связь с филогенетическим достоянием, архаическим наследием

индивидуума. То, что в индивидуальной душевной жизни принадлежит глубочайшим

слоям, становится благодаря образованию "Я-идеала" самым высоким в смысле наших

оценок достоянием человеческой души" [Фрейд 3. - 1989. - С. 439].

Не раскрывая здесь очень сложного механизма, сконструированного Фрейдом для

выведения содержания "Сверх-Я" из содержания "Оно", отметим, что надобность

такого выведения вытекала из того, что единственным источником психической

энергии Фрейд признавал наши биологические влечения. И "Я", и "Сверх-Я" пытаются

обуздать "Оно", черпая энергию из него же. Сравнение "Оно" и "Я" с лошадью и

всадником не совсем точно по замечанию самого Фрейда, так как всадник, в отличие

от "Я", имеет собственный источник энергии.

Нам пришлось уделить так много внимания теории Фрейда по многим причинам. Во- первых, психоанализ за последние десятилетия стал частью современной культуры.

Многие художественные произведения просто невозможно понять без владения хотя бы

самыми началами этой теории. Во-вторых, на его основе возникло очень много новых

течений психологической и педагогической мысли, как в рамках того, что

называется неофрейдизмом, так и в концепциях, формально отмежевывающихся от

Фрейда. Наконец, теория Фрейда до сих пор остается, пожалуй, самой разработанной

из всех теорий личности и наиболее тесно связанной с практикой.

Теория К. Юнга (1875 - 1961). Швейцарский психолог К. Юнг был учеником Фрейда,

но затем отошел от его концепции и явился основателем аналитической психологии.

Он прежде всего отверг пансексуализм концепции Фрейда (по Юнгу, либидо - просто

синоним психической энергии без всякого указания на ее связь с сексуальным

влечением) и ввел понятие коллективного (сверхличного) бессознательного,

составляющего особый отдел, наряду с индивидуальным (личным) бессознательным.

Сверхличное, или коллективное бессознательное, составляющее фундамент духовной

жизни и фиксирующее в себе опыт предшествующих поколений, заполнено врожденными

инстинктами, мифологическими образами и идеями, или архетипами. Возможность

проявления этих архетипов в течение жизни как бы заложена в самом устройстве

мозга. Они обнаруживаются, прежде всего, в сновидениях и творчестве, а также в

построении картины мира, в котором человек живет. Архетип матери, например, -

это всеобщая идея матери, наполненная чувственным образом собственной матери.

В более поверхностное, личное бессознательное входят комплексы, составляющие

органическую часть психической жизни индивида. Содержание же коллективного

бессознательного представляется человеку чуждым, точно привходящим извне.

Центром личности, тем началом, которое цементирует все комплексы, является

комплекс "Я".

Личностью, или персоной, Юнг называет такой комплекс функций, который

обеспечивает приспособление человека к внешнему миру, его установку. Тип

отношений к своему внутреннему миру, бессознательному, он называет душой

(анима). Персона и душа достаточно независимы и могут отличаться по типам своих

установок, вплоть до противоположности. Чем более мужествен человек в своих

внешних проявлениях, т. е. как личность, тем больше женственности в его душе. И

душа, "которая, в общем и целом, дополняет внешний характер", и персона очень

плохо поддаются воспитанию [Юнг К. - 1986. - С.163]. Кроме персоны и души Юнг

вводит понятие самость, которое представляет собой центральный архетип личности,

стержень всех психических свойств человека. Это образование топологически

расположено как бы между сознанием и бессознательным. "Самость" призвана

обеспечить целостность всех подструктур человеческой психики, к которым кроме

уже перечисленных относится тень, темная сторона человеческого "Я", средоточие

низменных и агрессивных инстинктов. В отличие от "Оно", "Тень", хотя и имеет

антисоциальную природу, не находится в состоянии постоянного конфликта с "Я", а

старается уживаться с ним [Лейбин В.М. - 1977].

Большую известность получили тщательно описанные К. Юнгом [1992] психологические

типы или характеры, в основе выделения которых лежит преобладание направленности

на объект (внешний мир) или на себя (мир внутренний). В его классификации типы,

с преобладанием одной из направленностей над другой, были названы соответственно

экстравертами и интровертами. Кроме того, каждый из этих типов подразделяется

намыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный - по преобладанию одной

из функций над другими.

Развитие индивидуальной личности Юнг называет индивидуацией. Суть ее состоит в

дифференциации индивида как существа, отличного от общности, от коллективной

психологии. Задержка ин-дивидуации имеет место, когда человек живет

преимущественно или исключительно по коллективным нормам, что наносит ущерб его

жизнедеятельности. Конечная цель индивидуации - достижение высшей точки

"самости", целостности и полного единства всех психических структур.

Ключевой фразой, раскрывающей сущность понимания Юнгом источников и движущих сил

развития личности, можно считать следующую: "Индивидуация есть процесс выделения

и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно

задаваемой особенности, а особенности, заложенной уже apriori в наклонностях

существа" [Юнг К. - 1986. - С. 170]. Таким образом, и у Юнга источником развития

личности остается биологически заложенное начало, а внешние факторы