Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

цикла, определите, какую

из его фаз вы проживаете сейчас? 4. Дайте определение понятия "развитие" и назовите некоторые его особенности.

3.3.2. Движущие силы, условия и механизмы развития личности

Представления о движущих силах и условиях развития личности зависят от

теоретической интерпретации этого феномена и трактовки его природы. Теорий

личности очень много; мы остановимся только на наиболее известных и имеющих

педагогические приложения. При этом акцент будет сделан именно на движущих силах

и условиях развития личности. Начнем с зарубежных концепций в той

последовательности, которую предлагает один из крупных специалистов в этой

области [Зейгарник Б.В. - 1982].

Психоаналитическая традиция (от З.Фрейда до Э.Фромма)

Теория 3. Фрейда (классический психоанализ). Основатель психоанализа австрийский

психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) выделил в личности три подструктуры: "Оно",

"Я" и "Сверх-Я". "Оно" является самой нижней, глубинной подструктурой, в которой

сосредоточены влечения человека. Влечение - центральное понятие психоанализа;

это некоторое пограничное образование между миром физическим и психическим,

телесным и душевным. Влечения как бы "представляют" в психике те раздражения,

которые возникают в недрах организма Наибольшей психической энергией обладают

два вида влечений - влечение к жизни (сексуальное влечение и влечение к

самосохранению) и введенное в поздних работах Фрейда влечение к смерти,

проявляющееся в агрессии и разрушении объекта, на который оно направлено.

В работах первого периода сексуальное влечение называлось либидо, позже этот

термин закрепился за обоими влечениями к жизни, называемыми также эросом. В

"Оно" господствует принцип удовольствия, который выражает стремление к

неограниченному наслаждению.

На уровне личностной подструктуры "Я" действует принцип реальности, который

требует ограничения безудержного наслаждения ради избегания неприятных

последствий или получения еще большего удовольствия в будущем. Принцип

реальности требует учета объективной ситуации и потому ограничивает субъективный

произвол "Оно". Именно поэтому "Я" как бы освещено светом сознания и несет в

себе функцию восприятия мира, приспособления к нему и согласования требований

"Оно" и "Сверх-Я".

"Сверх-Я" представляет в личности влияния социума - это своеобразный внутренний

цензор, совесть, система моральных чувств и требований к поведению, наконец,

идеал "Я". Если "Я" слишком поддается давлению со стороны "Оно" и допускает

чрезмерное наслаждение с нарушением требований "Сверх-Я", то следует наказание в

виде мучений совести, чувства стыда и раскаяния. "Сверх-Я" находится в

постоянном конфликте с "Оно", запрещая "Я" выполнять его требования.

"Оно" и частично "Сверх-Я" образуют область бессознательного, но их содержание

может стать предметом осознания со стороны "Я" при определенных условиях.

Влечения борются между собой за выход на уровень сознания с тем, чтобы через

соответствующее поведение излить свою энергию (разрядиться). Но если конкретное

влечение не пропускается в сознание из-за цензуры со стороны "Сверх-Я" и терпит

поражение в борьбе за поведенческий "выход", то ему оказывается противодействие

со стороны "Я" и оно вытесняется из сознания, не лишаясь при этом своего (иногда

очень большого) энергетического потенциала. Неразряженная энергия такого

влечения создает напряжение во всей сфере бессознательного и оно пытается

обмануть "Я" и "Сверх-Я", прорываясь в поведение в разных формах.

Формы проникновения вытесненных влечений в поведение с целью хотя бы частичной

разрядки накопленной ими энергии могут быть относительно безобидными

(симптоматические и замещающие действия, сновидения, оговорки и другие ошибочные

действия, забывания намерений, иностранных слов и т.п.), а могут быть даже

полезными (сублимация сексуальной энергии в художественной, научной или

общественной деятельности). Но часто энергия вытесненных влечений оказывается

настолько большой, а цензура настолько "жесткой", что конфликт "Оно" и "Сверх-Я"

не находит благополучного разрешения. Силы человека истощаются от постоянной

внутренней борьбы, поведение его дезорганизуется, вытесненные влечения находят

себе выход в симптомах болезни.

Именно из попыток объяснить природу неврозов родилась теория Фрейда. Психоанализ

как практика лечения и психологической помощи человеку как раз и заключается в

том, чтобы, используя специальные приемы (или техники психоанализа), дать

человеку возможность осознать вытесненные влечения, открыть им доступ в

сознание. Осознав эти влечения, человек может или признать их право на

реализацию (откорректировав свой идеал "Я"), или найти в себе новые силы,

опереться на помощь других влечений для радикального отвержения патогенного

влечения, лишения его энергии.

Сам человек не может справиться с задачей выявления патогенных влечений. Это

может сделать только специально подготовленный человек на основе толкования

сновидений (во сне часто в завуалированной, символической форме реализуются

вытесненные желания, а также проявляются бессознательные страхи и комплексы);

анализа ошибочных или замещающих действий и других феноменов, которые Фрейд

назвал психопатологией обыденной жизни; анализа свободных ассоциаций (человек

говорит все, что приходит ему в голову по поводу того или иного слова, события,

действия). В первый период работы Фрейд использовал гипноз для снятия цензуры

сознания, но позже отказался от него.

Содержание "Оно" имеет биологическую